ТРИ ПРИЧИНЫ ЛЮБИТЬ РЕТРОАНАЛИЗ

Эта статья была прислана Андреем Фролкиным для рубрики «Украинские шахматные композиторы». Она не укладывается в тот же формат, что и другие статьи этой рубрики, но насколько она интересна и необычна, вы можете убедиться, прочитав ее и разобрав показанные в ней композиции.

ТРИ ПРИЧИНЫ ЛЮБИТЬ РЕТРОАНАЛИЗ

Правилам шахмат меня, четырехлетнего, научил отец. Когда мне было 7, мы с отцом попробовали поучаствовать в конкурсе решений «Вечернего Киева»; в декабре того же, 1964 года впервые самостоятельно решил двухходовку (правда, не конкурсную, а напечатанную в отрывном календаре), дальше были конкурсы «Юного ленинца», «Киевской правды», попробовал себя и в составлении. В 1968 году из заметки Никиты Михайловича Плаксина в «Шахматах в СССР» узнал о ретроанализе. Через три с половиной года Плаксин провел первый массовый конкурс решений ретрокомпозиций. На три задания «Новогоднего конкурса» вышеупомянутого журнала давалось более 2 месяцев; я решил их за один день и был немало удивлен – что ж тут такого сложного, знание правил шахмат плюс логика, как в заданиях нешахматного «Психологического практикума» чрезвычайно популярного в то время журнала «Наука и жизнь».

В дальнейшем, однако, опыт общения с коллегами-композиторами привел к мысли, что ретроанализ требует, по-видимому, особого типа мышления, ориентированного в основном на прошлое, тогда как большинство любителей шахмат – и композиторов, и решателей – в своих мыслях устремлены в будущее позиций, стоящих на доске или зафиксированных на диаграмме. При отсутствии природной склонности к «шахматной дедукции» познания композиторов в ретроанализе ограничиваются в основном умением подсчитывать баланс фигур сторон (сколько фигур на доске и сколько взято) и выводом (в соответствующих случаях) о том, что черные не могли сделать последний ход, поэтому ход в позиции задачи делают именно они, а не белые.

Между тем, ретрокомпозиции часто сродни захватывающему детективу, в котором «улики» позволяют узнать, «кто где побывал» и кто «убил» ту или иную фигуру-«персонаж».

Завораживающая «детективность», доступность отслеживания сюжета с применением вполне понятной логики без необходимости знать теорию дебютов и эндшпилей, без цейтнотных нервотрепок и отчаянных усилий, чтобы добиться выигрыша или ничьей, – первая причина любить ретроанализ, предпочитать его игре в турнирных залах или парках.

Вторая причина – то, что ретроанализ – наиболее «рекордоемкий» жанр композиции, что позволяет проводить множество конкурсов «на технику составления», в которых победители определяются на основе не субъективного мнения судьи, а объективных, заранее объявленных критериев.

А. Фролкин

“Die Schwalbe” 1979

Шах черному королю от ферзя мог получиться, только если на последнем ходу пешка с a7 взяла какую-то фигуру на b8 и превратилась в ферзя. Первоначальный белый чернопольный слон не мог перепрыгнуть не двигавшиеся черные пешки c7 и e7; этот слон мог появиться на d8 только после d7-d8=B. Не могла попасть в «коробочку» в верхнем правом углу и белая ладья, следовательно, и она превращенная. Если предположить, что белый конь – первоначальный, то он мог попасть на g8 только с f6. После этого черные сыграли f7-f6. Но при ходе Sf6-g8 белые ладья и король уже были в «коробочке». Однако белый король никак не мог попасть на h8 при черных пешках на e7, f7, g7, h6 5+7  и черном слоне на f8.

Какие фигуры превращенные?         Следовательно,  король прошел на h8   через g6 при черной пешке уже на f6, после этого                                                                                   белая пешка побила с e6 или g6 на f7, затем оттуда – на g8 с превращением в коня. Рекорд – превращения в предыгре (ретроигре) пешек одной из сторон в фигуры всех 4 типов, и всего 12 фигур на доске – мередит!

Третья причина – ретроанализ характеризуется какой-то особой художественной выразительностью, что позволяет генерировать новые идеи для композиций людям, весьма далеким от шахмат и порой всего лишь «смутно помнящим с детства» правила игры.

В Альбомах ФИДЕ в один раздел «Ретро» объединены ретрозадачи «классического стиля» (в которых требуется на основе логики определить некоторые ключевые моменты истории возникновения позиции), кратчайшие доказательные партии (КДП) и ретрозадачи со сказочными элементами. Но подразделов у ретроанализа гораздо больше. Идея ретроребусов приснилась автору этой статьи в начале 1982 года – во сне я увидел доску с буквами на ней. А идея «ребуса на бесконечной доске» принадлежит архитектору Александру Злочевскому, который в шахматы практически никогда не играл.

А. Фролкин, А. Злочевский

“feenschach” 2013

«Анархия на доске»

Определить позицию и результат партии.

Фигуры разных цветом зашифрованы буквами разных регистров (заглавные – строчные). Короли могут быть закодированы только буквами “A”/”a”; никакие другие буквы не представлены одной заглавной и одной строчной. Если “N” – ферзь, слон или конь, то один из королей оказывается под нелегальным (невозможным в партии, которая велась по обычным правилам) двойным шахом. Если “N” – пешка, то три пешки “n” на пятой (считая слева направо) вертикали сделали минимум 2 взятия, но у противоположной стороны (фигуры которой зашифрованы заглавными буквами) не хватает только одной фигуры. Следовательно, “N” – не пешка. Единственная возможность, которая остается, – то, что “N” – ладья. Король, который справа, находится под шахом ладьи. При этом от не может быть под шахом еще и от фигуры, зашифрованной буквой “R”. Значит, “R” – пешка. Если крайняя правая вертикаль с буквами – “h”, тогда «строчные» пешки сделали 2 взятия, но у противоположной стороны, как отмечено выше, отсутствует только одна фигура. Отсюда следует, что крайняя правая вертикаль с фигурами – “g”. Пешек не может быть на 1-й и 8-й горизонталях; несложно увидеть, что фигуры расположены на 2-й, 4-й, 6-й и 7-й горизонталях, 1-я и 8-я горизонтали пустые. Если “C” – ферзь или слон, «строчный» король под шахом не только от ладьи, но и от этого ферзя (слона), что невозможно. Значит, “C” – это конь. Если “h” на поле a7 – ферзь, то король a4 под шахом от этого ферзя, но одновременный шах обоим королям невозможен, так что “H”/“h” – слоны. Ферзю остается только буква “Y”. Если заглавные буквы – черные, то черный баланс: 15 (фигур на доске) + 1 (hxg) + 1 (слон c8 погиб на первоначальном поле, так как на b7 и d7 все еще стоят черные пешки) = 17 – перебор. Следовательно, заглавные буквы зашифровывают белые фигуры.

Расшифрованная позиция:

 

 

 

 

 

 

15+8                      Черным мат

(Андрей Фролкин подобный же ребус посвятил 80-летию Юрия Гордиана. Он был опубликован в журнале Проблеміст України, №2 за 2017 год.)

Идея использовать популярный в ряде компьютерных игр «туман войны» принадлежит моему сыну.

 

Андрей Фролкин, Алексей Фролкин

“feenschach” 2013

Добавить необхо-димые фигуры на затемненной части доски. Последние 4 полухода?

 

 

Черный король не может соприкасаться с белым. На b6 черный король окажется под нелегальным шахом от белой ладьи и пешки, на d6 будет атакован конем с e8 и слоном с e5, что также невозможно. Значит, король на c6, под шахом ладьи с c1 и слона с h1. Такой двойной шах возможен только при белой пешке на d6 и последнем ходе белых c5xPd5++ (на проходе). Белый король при этом не мог быть под шахом, значит, на полях e6, f6, g6 находятся какие-то не шахующие его фигуры. На b6 еще одна фигура, которая защищает черного короля от шаха ладьи с a6. Вернем назад взятие на проходе и ход d7-d5. На доске в этот момент 25 «явных» фигур (11+14) и 4 «скрытых в тумане». Общий баланс позиции – 25 +4 + 3 (ч.п.bxa, б.п.f2xe3, ч.п.gxh) = 32. Как мог быть объявлен шах белым слоном? Если белый король ходил с e4 на f5, на e4 он был под нелегальным шахом двух черных коней. Единственная возможность – Rg2-g6+, до этого Rg6-g8+. Остается добавить белого ферзя и коня. При ферзе на e6 черному королю был бы тройной шах. Следовательно, белый ферзь добавляется на f6, белый конь – на e6. Разумеется, белые пешки “b” и “h” были взяты на своих первоначальных вертикалях.

Позиция после добавления фигур:

 

 

 

 

 

14+14

Подход к теме «продолжение игры после мата» с помощью «зазеркалья» подсказала жена.

Андрей Фролкин, Нина Омельчук

 

 

 

 

 

 

15+12   h#2   0.1.,1.1.      b) позиция мата в вертикальном зеркале; коопмат белым

a) 1…g3+ 2.Kg5 h4#

b) Если последний ход – a3-a4#, то до этого только Ka4-(x)b5, перед этим b2-b3+, после чего белые король и ферзь оказываются в нелегальном положении, невозможным образом поменявшись местами. Значит, белые сыграли a2-a4+.

1.bxa3 e.p. c3 2.Bb3#

Принцип «играю после мата» озвучила в одной из своих песен московская певица и поэтесса Ольга Арефьева, о «шахматных озарениях» которой я в свое время опубликовал статью в журнале “feenschach” (русский текст статьи – см. https://ark.ru/press/articles-about/chess/).

Еще одна из цитат Арефьевой, которая легла в основу задачи: «Есть два параллельных мира с разными правилами; в обоих можно жить. Здесь ты можешь сходить в магазин, а там – сыграть до ре ми фа соль», – произнес он. Она сделала ход струной, почувствовала дрожь в горле и поняла, что на роду ей написано стать певицей».

 

 

 

Возможная интерпретация: шахматы Алисы, на каждой из двух досок ходы делаются по разным правилам.

Ольга Арефьева, Андрей Фролкин

“feenschach” 2010

 

 

 

 

 

 

13+15                   Шахматы Алисы   КДП в 8,5 ходов

Доска A: Anti-Circe   Доска В: обычные правила

Шахматы Алисы (Alice Chess): фигура, сделавшая ход на доске A, в том числе ладья во время рокировки, переставляется на доску B, и наоборот, фигура, сделавшая ход на доске B, переставляется на доску A.

1.d3 (на доску B)

Открыть »

 e6 (на доску B)

Открыть »

 2.Bg5 (на доску B)

Открыть »

 Se7 (на доску B)

Открыть »

 3.Bxe7 (на доску A)

Открыть »

 h6 (на доску B)

Открыть »

 4.Bg5 (на доску B)

Открыть »

 Rxh2 (Rh8, на доску B)

Открыть »

 5.Bxh6 (на доску A)

Открыть »

 g5 (на доску B)

Открыть »

 6.Bg7 (на доску B)

Открыть »

 Be7 (на доску B)

Открыть »

 7.Bf8 (на доску A)

Открыть »

 Kxf8 (Ke8, на доску B)

Открыть »

 8.Qс1! (на доску B)

Открыть »

 0-0! (на доску A)

Открыть »

 9.Qd2 (на доску A)

Открыть »

 – нет иного способа рокировать с доски В на доску А, кроме использования правила Anti-Circe или Circe о возрожденных фигурах применительно к рокировке.

 

Читателям, разобравшимся в приведенных выше композициях, будет вполне по силам выяснить, почему в приведенной ниже позиции при ходе черных последним ходом белых мог быть только 1.Qe1xQd1, а при ходе белых последний ход черных – только 1…Qe1xQf1.

Андрей Фролкин

“feenschach” 2014

Почетный отзыв

 

 

 

 

 

 

15+10   Последний ход? Дуплекс

Первое в истории представление последнего хода «ферзь бьет ферзя» в форме дуплекса.

Андрей ФРОЛКИН

 

Надеемся, что данная статья поспособствует привлечению внимания шахматных композиторов к интереснейшему жанру ретроанализа. А кое-кто также попробует разобраться в позиции, предложенной Фролкиным для решения.

Свои варианты ответа можно записывать в комментариях до 1 августа с.г. Планируется награждение победителей дипломом блога.

 

К сожалению, никто не прислал решения последней задачи, и поэтому мы приводим его сами.

Эта задача заполнила последнюю пустую клеточку в таблице рекордов для дуплексов «Последний ход?» Никто ранее не мог составить композицию, в которой, независимо от того, какая из сторон делала последний ход, это обязательно было взятие ферзя ферзем, причем такой ход был бездуальным.

Предположим, последний ход делали белые. Король не мог пойти с g2 – шах от ферзей f1 и h2 из категории тех, которые «не встречаются в природе». Ни ферзь, ни слон не могли ходить с поля c2, ведь если бы такое было, черный король был бы под шахом не при своем ходе, что также не допускается правилами игры.

Если белый ферзь сделал ход без взятия Qe1-d1, за черных можно пробовать разве что c2-c1=B, но тогда черные пешки били два раза – exd, dxc, а не хватает только одной белой фигуры, или Kc2-d3, но тогда нелегальный шах от слона с b3.

Ретроигра: 1.Qe1xQd1, а до этого 1…Qc2-d1 2.Qd1-e1 Qb1-c2 3.Qe1-d1 Qa1-b1! 4.Bd1-b3 Qb1-a1 5.Rb3-a3 и так далее. Если 1.Qe1xBd1, тогда 1…Bc2-d1 2.Qd1-e1 Bb1-c2 3.Qe1-d1 Bc2-b1 – ретровечность, позицию развязать невозможно.

Взятия за белых: bxa, c2xd3, d3xc4, exf, f3xg; за черных: hxg>g1; кроме того, e7>e1.

Если последний ход делали черные, то ретроигра: 1…Qe1xQf1, до этого 2.Qg2-f1 Qf1-e1 3.Qe1-d1 Qh1-h2 4.Bd1-b3 Qh2-h1 5.Rb3-a3 Qh1-h2 и так далее.

Взятия за белых: bxa, c2xd3, d3xc4, exf, f3xg4, gxPh>h8=Q; h8 – черное поле, следовательно, 1…Qe1xBf1 исключается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *