ТРИ ПРИЧИНЫ ЛЮБИТЬ РЕТРОАНАЛИЗ

Эта статья была прислана Андреем Фролкиным для рубрики «Украинские шахматные композиторы». Она не укладывается в тот же формат, что и другие статьи этой рубрики, но насколько она интересна и необычна, вы можете убедиться, прочитав ее и разобрав показанные в ней композиции.

ТРИ ПРИЧИНЫ ЛЮБИТЬ РЕТРОАНАЛИЗ

Правилам шахмат меня, четырехлетнего, научил отец. Когда мне было 7, мы с отцом попробовали поучаствовать в конкурсе решений «Вечернего Киева»; в декабре того же, 1964 года впервые самостоятельно решил двухходовку (правда, не конкурсную, а напечатанную в отрывном календаре), дальше были конкурсы «Юного ленинца», «Киевской правды», попробовал себя и в составлении. В 1968 году из заметки Никиты Михайловича Плаксина в «Шахматах в СССР» узнал о ретроанализе. Через три с половиной года Плаксин провел первый массовый конкурс решений ретрокомпозиций. На три задания «Новогоднего конкурса» вышеупомянутого журнала давалось более 2 месяцев; я решил их за один день и был немало удивлен – что ж тут такого сложного, знание правил шахмат плюс логика, как в заданиях нешахматного «Психологического практикума» чрезвычайно популярного в то время журнала «Наука и жизнь».

В дальнейшем, однако, опыт общения с коллегами-композиторами привел к мысли, что ретроанализ требует, по-видимому, особого типа мышления, ориентированного в основном на прошлое, тогда как большинство любителей шахмат – и композиторов, и решателей – в своих мыслях устремлены в будущее позиций, стоящих на доске или зафиксированных на диаграмме. При отсутствии природной склонности к «шахматной дедукции» познания композиторов в ретроанализе ограничиваются в основном умением подсчитывать баланс фигур сторон (сколько фигур на доске и сколько взято) и выводом (в соответствующих случаях) о том, что черные не могли сделать последний ход, поэтому ход в позиции задачи делают именно они, а не белые.

Между тем, ретрокомпозиции часто сродни захватывающему детективу, в котором «улики» позволяют узнать, «кто где побывал» и кто «убил» ту или иную фигуру-«персонаж».

Завораживающая «детективность», доступность отслеживания сюжета с применением вполне понятной логики без необходимости знать теорию дебютов и эндшпилей, без цейтнотных нервотрепок и отчаянных усилий, чтобы добиться выигрыша или ничьей, – первая причина любить ретроанализ, предпочитать его игре в турнирных залах или парках.

Вторая причина – то, что ретроанализ – наиболее «рекордоемкий» жанр композиции, что позволяет проводить множество конкурсов «на технику составления», в которых победители определяются на основе не субъективного мнения судьи, а объективных, заранее объявленных критериев.

А. Фролкин

“Die Schwalbe” 1979

Шах черному королю от ферзя мог получиться, только если на последнем ходу пешка с a7 взяла какую-то фигуру на b8 и превратилась в ферзя. Первоначальный белый чернопольный слон не мог перепрыгнуть не двигавшиеся черные пешки c7 и e7; этот слон мог появиться на d8 только после d7-d8=B. Не могла попасть в «коробочку» в верхнем правом углу и белая ладья, следовательно, и она превращенная. Если предположить, что белый конь – первоначальный, то он мог попасть на g8 только с f6. После этого черные сыграли f7-f6. Но при ходе Sf6-g8 белые ладья и король уже были в «коробочке». Однако белый король никак не мог попасть на h8 при черных пешках на e7, f7, g7, h6 5+7  и черном слоне на f8.

Какие фигуры превращенные?         Следовательно,  король прошел на h8   через g6 при черной пешке уже на f6, после этого                                                                                   белая пешка побила с e6 или g6 на f7, затем оттуда – на g8 с превращением в коня. Рекорд – превращения в предыгре (ретроигре) пешек одной из сторон в фигуры всех 4 типов, и всего 12 фигур на доске – мередит!

Третья причина – ретроанализ характеризуется какой-то особой художественной выразительностью, что позволяет генерировать новые идеи для композиций людям, весьма далеким от шахмат и порой всего лишь «смутно помнящим с детства» правила игры.

В Альбомах ФИДЕ в один раздел «Ретро» объединены ретрозадачи «классического стиля» (в которых требуется на основе логики определить некоторые ключевые моменты истории возникновения позиции), кратчайшие доказательные партии (КДП) и ретрозадачи со сказочными элементами. Но подразделов у ретроанализа гораздо больше. Идея ретроребусов приснилась автору этой статьи в начале 1982 года – во сне я увидел доску с буквами на ней. А идея «ребуса на бесконечной доске» принадлежит архитектору Александру Злочевскому, который в шахматы практически никогда не играл.

А. Фролкин, А. Злочевский

“feenschach” 2013

«Анархия на доске»

Определить позицию и результат партии.

Фигуры разных цветом зашифрованы буквами разных регистров (заглавные – строчные). Короли могут быть закодированы только буквами “A”/”a”; никакие другие буквы не представлены одной заглавной и одной строчной. Если “N” – ферзь, слон или конь, то один из королей оказывается под нелегальным (невозможным в партии, которая велась по обычным правилам) двойным шахом. Если “N” – пешка, то три пешки “n” на пятой (считая слева направо) вертикали сделали минимум 2 взятия, но у противоположной стороны (фигуры которой зашифрованы заглавными буквами) не хватает только одной фигуры. Следовательно, “N” – не пешка. Единственная возможность, которая остается, – то, что “N” – ладья. Король, который справа, находится под шахом ладьи. При этом от не может быть под шахом еще и от фигуры, зашифрованной буквой “R”. Значит, “R” – пешка. Если крайняя правая вертикаль с буквами – “h”, тогда «строчные» пешки сделали 2 взятия, но у противоположной стороны, как отмечено выше, отсутствует только одна фигура. Отсюда следует, что крайняя правая вертикаль с фигурами – “g”. Пешек не может быть на 1-й и 8-й горизонталях; несложно увидеть, что фигуры расположены на 2-й, 4-й, 6-й и 7-й горизонталях, 1-я и 8-я горизонтали пустые. Если “C” – ферзь или слон, «строчный» король под шахом не только от ладьи, но и от этого ферзя (слона), что невозможно. Значит, “C” – это конь. Если “h” на поле a7 – ферзь, то король a4 под шахом от этого ферзя, но одновременный шах обоим королям невозможен, так что “H”/“h” – слоны. Ферзю остается только буква “Y”. Если заглавные буквы – черные, то черный баланс: 15 (фигур на доске) + 1 (hxg) + 1 (слон c8 погиб на первоначальном поле, так как на b7 и d7 все еще стоят черные пешки) = 17 – перебор. Следовательно, заглавные буквы зашифровывают белые фигуры.

Расшифрованная позиция:

 

 

 

 

 

 

15+8                      Черным мат

(Андрей Фролкин подобный же ребус посвятил 80-летию Юрия Гордиана. Он был опубликован в журнале Проблеміст України, №2 за 2017 год.)

Идея использовать популярный в ряде компьютерных игр «туман войны» принадлежит моему сыну.

 

Андрей Фролкин, Алексей Фролкин

“feenschach” 2013

Добавить необхо-димые фигуры на затемненной части доски. Последние 4 полухода?

 

 

Черный король не может соприкасаться с белым. На b6 черный король окажется под нелегальным шахом от белой ладьи и пешки, на d6 будет атакован конем с e8 и слоном с e5, что также невозможно. Значит, король на c6, под шахом ладьи с c1 и слона с h1. Такой двойной шах возможен только при белой пешке на d6 и последнем ходе белых c5xPd5++ (на проходе). Белый король при этом не мог быть под шахом, значит, на полях e6, f6, g6 находятся какие-то не шахующие его фигуры. На b6 еще одна фигура, которая защищает черного короля от шаха ладьи с a6. Вернем назад взятие на проходе и ход d7-d5. На доске в этот момент 25 «явных» фигур (11+14) и 4 «скрытых в тумане». Общий баланс позиции – 25 +4 + 3 (ч.п.bxa, б.п.f2xe3, ч.п.gxh) = 32. Как мог быть объявлен шах белым слоном? Если белый король ходил с e4 на f5, на e4 он был под нелегальным шахом двух черных коней. Единственная возможность – Rg2-g6+, до этого Rg6-g8+. Остается добавить белого ферзя и коня. При ферзе на e6 черному королю был бы тройной шах. Следовательно, белый ферзь добавляется на f6, белый конь – на e6. Разумеется, белые пешки “b” и “h” были взяты на своих первоначальных вертикалях.

Позиция после добавления фигур:

 

 

 

 

 

14+14

Подход к теме «продолжение игры после мата» с помощью «зазеркалья» подсказала жена.

Андрей Фролкин, Нина Омельчук

 

 

 

 

 

 

15+12   h#2   0.1.,1.1.      b) позиция мата в вертикальном зеркале; коопмат белым

a) 1…g3+ 2.Kg5 h4#

b) Если последний ход – a3-a4#, то до этого только Ka4-(x)b5, перед этим b2-b3+, после чего белые король и ферзь оказываются в нелегальном положении, невозможным образом поменявшись местами. Значит, белые сыграли a2-a4+.

1.bxa3 e.p. c3 2.Bb3#

Принцип «играю после мата» озвучила в одной из своих песен московская певица и поэтесса Ольга Арефьева, о «шахматных озарениях» которой я в свое время опубликовал статью в журнале “feenschach” (русский текст статьи – см. https://ark.ru/press/articles-about/chess/).

Еще одна из цитат Арефьевой, которая легла в основу задачи: «Есть два параллельных мира с разными правилами; в обоих можно жить. Здесь ты можешь сходить в магазин, а там – сыграть до ре ми фа соль», – произнес он. Она сделала ход струной, почувствовала дрожь в горле и поняла, что на роду ей написано стать певицей».

 

 

 

Возможная интерпретация: шахматы Алисы, на каждой из двух досок ходы делаются по разным правилам.

Ольга Арефьева, Андрей Фролкин

“feenschach” 2010

 

 

 

 

 

 

13+15                   Шахматы Алисы   КДП в 8,5 ходов

Доска A: Anti-Circe   Доска В: обычные правила

Шахматы Алисы (Alice Chess): фигура, сделавшая ход на доске A, в том числе ладья во время рокировки, переставляется на доску B, и наоборот, фигура, сделавшая ход на доске B, переставляется на доску A.

1.d3 (на доску B)

Открыть »

 e6 (на доску B)

Открыть »

 2.Bg5 (на доску B)

Открыть »

 Se7 (на доску B)

Открыть »

 3.Bxe7 (на доску A)

Открыть »

 h6 (на доску B)

Открыть »

 4.Bg5 (на доску B)

Открыть »

 Rxh2 (Rh8, на доску B)

Открыть »

 5.Bxh6 (на доску A)

Открыть »

 g5 (на доску B)

Открыть »

 6.Bg7 (на доску B)

Открыть »

 Be7 (на доску B)

Открыть »

 7.Bf8 (на доску A)

Открыть »

 Kxf8 (Ke8, на доску B)

Открыть »

 8.Qс1! (на доску B)

Открыть »

 0-0! (на доску A)

Открыть »

 9.Qd2 (на доску A)

Открыть »

 – нет иного способа рокировать с доски В на доску А, кроме использования правила Anti-Circe или Circe о возрожденных фигурах применительно к рокировке.

 

Читателям, разобравшимся в приведенных выше композициях, будет вполне по силам выяснить, почему в приведенной ниже позиции при ходе черных последним ходом белых мог быть только 1.Qe1xQd1, а при ходе белых последний ход черных – только 1…Qe1xQf1.

Андрей Фролкин

“feenschach” 2014

Почетный отзыв

 

 

 

 

 

 

15+10   Последний ход? Дуплекс

Первое в истории представление последнего хода «ферзь бьет ферзя» в форме дуплекса.

Андрей ФРОЛКИН

 

Надеемся, что данная статья поспособствует привлечению внимания шахматных композиторов к интереснейшему жанру ретроанализа. А кое-кто также попробует разобраться в позиции, предложенной Фролкиным для решения.

Свои варианты ответа можно записывать в комментариях до 1 августа с.г. Планируется награждение победителей дипломом блога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *