Обожатель шахматной поэзии

Сергей ТКАЧЕНКО, гроссмейстер

Обожатель шахматной поэзии

Сегодняшний выпуск «Шахматной планеты» мы и посвящаем старейшему международному гроссмейстеру мира – Юрию Львовичу Авербаху, которому 8 февраля исполнилось 90 лет!

Дополнят наш рассказ фотографии из архива юбиляра, некоторые из которых публикуются впервые.

Для шахматных композиторов моего возраста журнал «Шахматы в СССР» был настоящей творческой Меккой. Публикация задачи или этюда в этом издании уже считалась своеобразным отличием, а победа в годовом конкурсе – композиторским Оскаром…

Сейчас в мире издается много журналов по практической игре. Но ни один из них, увы, не смог так трепетно объясниться в любви к «поэзии шахмат», как этот легендарный журнал…

«Все дело в прекрасном ведущем рубрики «Композиция» Анатолии Георгиевиче Кузнецове!» – скажете Вы. Да, куратор «Композиции» мастер Анатолий Кузнецов прекрасно знал свое дело и был отличным трубадуром шахматного творчества. Но был в журнале еще один человек, который не менее страстно обожал шахматную поэзию и, что самое главное,– не скупился отводить под нее значительное количество журнальных страниц. Как Вы легко догадались – это главный редактор журнала, гроссмейстер Юрий Львович Авербах.

Первые годы совместной работы в журнале. Юрий Авербах (третий справа) и Анатолий Кузнецов (крайнийсправа). Москва, начало 60–х. Публикуется впервые

«Он мобильности пример,

Может спорить

С быстрой птицей:

«Шахматы в СССР»,

А редактор – за границей!»

Эта дружеская эпиграмма известного поэта Евгения Ильина написана в конце 70-х годов.

Как быстро летит время! Нет уже славного журнала, распался на суверенные крохи Советский Союз и только гроссмейстер Юрий Львович Авербах продолжает «спорить с быстрой птицей»!  А «налетал» Авербах за 90 лет земного бытия ой как много…

Он участвовал в 16 чемпионатах СССР! Это внушительное количество дважды перешло в качество: в 1954 году в Киеве Юрий Львович стал чемпионом страны, а в 1956-м разделил 1–3 место. А еще он победитель и призер множества союзных и международных турниров, перечень которых займет не один десяток строк. Входил наш юбиляр и в могучую шахматную дружину СССР, дважды выигрывая (1957 и 1965) командный чемпионат Европы.  

Авербах заграницей в окружении охотниц за автографами, середина

50-х

Пробовал Авербах взобраться и на вершину шахматного Олимпа, участвуя в турнире претендентов 1953 года (10–11 место) и двух межзональных турнирах 1952 и 1958 годов (5–8 и 7–11 место соответственно).

А известно ли Вам, уважаемые читатели журнала, что звание международного арбитра по шахматной композиции он получил в 1956 году – на 13 лет раньше аналогичного звания по практической игре!

Особенно любим Юрием Львовичем этюдный жанр, как наиболее близкий к практической игре. Откройте любой из томов его знаменитых «Шахматных окончаний» и Вы найдете на их страницах множество ярких этюдных спектаклей! Авербах не раз был арбитром многих знаковых этюдных конкурсов и матчей. Судил он и этюдный раздел личного чемпионата мира…

Еще более авторитетен юбиляр в вопросах шахматной истории! Собирая по крупицам документальные факты, изучая старинные фолианты и археологические находки, Авербах не устает доказывать, что шахматы – это не только спортивная игра, но и огромный пласт мировой науки и культуры. Мне очень жаль, что тираж его замечательной книги «История шахмат: от чатуранги до наших дней», изданной в Москве в 2010 году, так ничтожно мал – всего-то 250 экземпляров. Это дикий мизер для любителей и ценителей шахмат! Надеюсь, что новое – и значительно расширенное – издание этой книги, которое выйдет в марте, порадует не только содержанием, но и тиражом.

Не обращая внимания на года, Юрий Львович продолжает преданно служить Шахматам. В настоящее время он руководит Центром шахматной культуры и информации ГПНТБ России, часто приезжает в любимый им стольный град Киев на ставший уже традиционным Кубок своего имени; дает смачные интервью для средств массовой информации, публикует интересные статьи по шахматной истории…

 Юрий Львович передает опыт молодым. Публикуется впервые

 

Кстати, об одной такой работе. Листая как-то журнал «64 – Шахматное обозрение», я наткнулся на статью Юрия Львовича Авербаха «К истории спертого мата», фрагменты из которой и хочу предложить Вашему вниманию. В этой работе автор прослеживает параллели между практической игрой и шахматной композицией. Да простит меня юбиляр за небольшие подключения (выделено курсивом) к его замечательному рассказу. «В одной из партий последнего тура Всесоюзного турнира первой категории (Горький, 1938) возникла следующая позиция (№1):

№1

Белыми играл самый юный участник турнира, шестнадцатилетний школьник Марк Стольберг, а черными – будущий воспитатель Спасского и Корчного Владимир Зак.

Учитель многих поколений советских шахматистов Петр Арсеньевич Романовский отметил «высокохудожественный финал» этой партии, «завершившийся превосходной демонстрацией идей величайшего Морфи – матом etouffe», как по-французски называется спертый мат.

Наши шахматисты хорошо знали творчество Пола Морфи, так как еще в 1929 году был выпущен в переводе с немецкого сборник его партий. В этом сборнике, изданном Гезой Мароци в Германии в 1908 году, действительно можно найти две партии, которые закончились спертым матом.

№2. П.Морфи – NN

Париж, 1859

(позиция после 19 хода)

Во второй партии Морфи играл без коня.

№3. П.Морфи – Брайан

Нью-Йорк, 1859 

(без коня b1; позиция после 17 хода)

(«Логический план в действии!» – воскликнули бы современные этюдисты.– Авт.)

Однако возникает вопрос: а был ли Морфи первооткрывателем спертого мата? Достаточно раскрыть книгу Аарона Александра, изданную в Париже в 1846 году и содержащую 2000 задач, чтобы убедиться – спертый мат тогда широко разрабатывался шахматными композиторами. На эту тему там аж 20(!) примеров. Причем, уже существовали задачи, в которых спертый мат давался не на краю, а в самом центре доски. В этом сборнике три таких задачи.

№4. J.C., 1846

Мат etouffe в 5 ходов

(У белых много возможностей объявить мат как на первом, так и на втором ходу. Но условие требует дать именно спертый мат и аккурат на пятом ходу! – Авт.)

Вторая задача – того же автора, но мат нужно дать в 11 ходов!

№5. J.C., 1846

Мат etouffe в 11 ходов

А третью задачу, пожалуй, наиболее интересную, составил никто иной, как Лионель Кизерицкий. Да, да, тот самый Кизерицкий, который проиграл Адольфу Андерсену партию, названную современниками «бессмертной»!

№6. Л.Кизерицкий, 1846

Мат etouffe в 11 ходов

С точки зрения современной композиции все эти три позиции страдают одним и тем же недостатком: они не могут быть получены легальным путем – число взятий черных пешек превышает число отсутствующих белых фигур.

Что же касается старинных задач на тему спертого мата, то в сборнике Александра можно увидеть задачу №8 из книги Филиппа Стаммы (Лондон, 1737).

 

(Книга Филиппа Стаммы «Опыт шахматной игры», изданная в Париже в 1737 году содержала 100 композиций с этюдным заданием – белые начинают и выигрывают. Но в то время понятия «этюд» еще не было узаконено и все шахматные композиции именовались задачами.

Замечу, что во многих композициях из этой книги мат является единственным путем к победе. В таких случаях говорят, что перед нами этюдо-задача! Творение на диаграмме №8 как раз и относится к этому жанру композиций. – Авт.)

№8. Ф.Стамма, 1737

#4

(В оригинале 1737 года черная ладья с8 стояла на поле g8, что допускало несколько путей к победе. После 1.Be4+ Rb7 кроме авторского 2.Qb8+ решало как 2.B:b7+ K:b7 3.Qe4+ Kc8 4.Qe6+ Kd8 5.Rd1+ Nd4 6.Rxd4+ B:d4 7.Bc7# так и 2.Nc7+ Kb8 3.Na6+ Kc8 4.Q:f5+ с неизбежным матом. – Авт.)

Однако самой старинной задачей в сборнике на нашу тему будет задача №9 из книги португальца Дамиано, опубликованной в Риме еще раньше – в 1512 году.

(Трактат аптекаря Дамиано под названием «Эта книга учит играть в шахматы и содержит задачи» переиздавался в течение столетия 8 раз! Написанный на итальянском языке, трактат был позднее переведен на французский, английский и немецкие языки. Кроме правил игры и рекомендаций, как начинать поединок, в книге приведены 72 композиции. Позиция на диаграмме №9 тоже является этюдо-задачей! – Авт.)

№9. Дамиано, 1512

Выигрыш

(Замечу, что Короткометражка Дамиано нашла отзвук в этюде №10 известных советских авторов. Обратите внимание на журнал, в котором был опубликован коллективный этюд!

№10.А.Максимовских, В.Щуплецов

«Шахматы в СССР», 1985, 3-й почетный отзыв

Выигрыш

Впрочем, в книге Дамиано можно увидеть и уже знакомую нам комбинацию (№11) на тему спертого мата, которую мы видели у Морфи…  (Эту композицию мы покажем немного позднее. – Авт.)

…В середине ХIX века историки обнаружили изданную в Саламанке в 1497 году книгу испанца дона Луиса Рамиреса Лусены «Повторение любви и искусство игры в шахматы». Среди 150 задач Лусены оказались почти все задачи Домиано, в том числе и та задача на спертый мат, что приведена нами выше.

(Теперь и продемонстрируем композицию №11. – Авт.)

№11. Л.Лусена, 1497

Белые начинают и дают мат в пять ходов, причем фигуры черных неуязвимы.

Часто современные авторы, приводя эту позицию и не обращая внимание на замечание, что фигуры черных неуязвимы, утверждают, что возможно и второе решение – 3.Nd8+ Kh8 4.Qe8+. На самом деле, в этом случае следует 4…Bf8, и мата нет.

(А вот в известной книге Филиппа Семеновича Бондаренко «Становление шахматного этюда» на странице 24 приводится иная редакция творения Лусены (№12), в которой вместо черного слона стоит ферзь. Кроме задания мат в пять ходов иных условий под диаграммой у Бондаренко нет…  

№12. Л.Лусена, 1497

#5

Как бы взглянуть на оригинал трактата Лусены и внести ясность с фигурами и заданием?! Может, кто-то подсобит с фотокопией старинного трактата?

Но это еще не все. В этюдной базе Хейдена приведена композиция Лусены (№13), где соблюдены все требования к современному этюду.

№12a. Л.Лусена, 1497

Выигрыш

Однако, и Лусена не был первооткрывателем этой темы. За два года до него тот же самый издатель, который выпустил книгу Лусены, издал в Валенсии первую книгу, посвященную современным шахматам – «100 шахматных позиций, приведенные в порядок и сочиненные мной, Франческо Висентом». Книга эта ныне считается утерянной.

Однако совсем недавно в Италии историки установили, что у Лукреции Борджиа (1480-1515), дочери папы Александра VI (1431-1503), испанца по происхождению, был шахматный учитель по имени Франческо, который оставил два манускрипта, где есть все шахматные позиции Висента. Есть все основания полагать, что это и был тот самый Франческо Висент. В 1985 году мной в журнале «Наука и жизнь» был опубликован очерк, в котором я предположил, что Франческо и был изобретателем спертого мата. Но позже я установил, что первая задача на тему спертого мата была создана еще раньше, не позднее 1273 года, еще во времена средневековых шахмат. В небольшом манускрипте, написанном на английском диалекте французского языка, называемом англо-французским, содержалось 15 задач, причем четыре из них на тогда только что изобретенный обратный мат…

№13.NN, не позднее 1273

Черные начинают и вынуждают дать им мат 

В средневековых шахматах ферзь был слабой фигурой и ходил как шашка, а слон ходил только по диагонали на третье поле.

1…Rb1+ 2.Ka2 Qc4 3.Ka3 Rb2 4.Ka4. Теперь, когда король белых ограничен в своих движениях, черные начинают строить клетку для своего монарха. 4…Kb1 5.Ka3 Ka1 6.Ka4 Qd3 7.Ka3 Qc2 8.Ka4 Qb1 9.Ka3 Qd2 10.Ka4 Qc1 11.Ka3 Qd4 12.Ka4 Qe3 13.Ka3 Qe4 14.Ka4 Qf3 15.Ka3 Ed6 16.Ka4 Be6 17.Ka3 (клетка для короля почти готова…) 17…Ra2+ 18.Kb3 Rb6+ 19.Kc3 Qb2+ 20.Kd3 Rb3+! 21.Nb3#! (№14) Остроумно, не правда ли?

№14

И пока не сделано новых открытий, Джоакино Греко следует считать первым, кто в практической партии осуществил спертый мат".

Авербах (второй слева) в Одессе, 1991. Публикуется впервые 

На обратной стороне этой фотографии ошибочно стоит 1990 год. Дело в том, что в этом году в Одессе проходил чемпионат Советского Союза по шахматам, в котором главным судьей был Авербах. Когда я внимательно стал изучать эту фотографию, сделанную у входа в знаменитые одесские катакомбы, то не смог распознать на ней ни одного человека. Нет на ней ни участников чемпионата, ни шахматного начальства Одессы, не говоря уже об «отцах» города и области… Как такое могло произойти с Vip-гостем?! Неужели Юрий Львович «дикарем» отправился на экскурсию?

Оказалось, фотограф ошибся с датой – снимок сделан не в 1990-м, а в 1991 году! Незадолго до распада СССР Авербах еще раз приехал в Одессу в статусе главного судьи Первого чемпионата мира среди студентов. А на фотографии изображены его помощники и некоторые представители команд…

Дорогой Юрий Львович, редакция журнала «Проблемист Украины» присоединяется к многочисленным здравицам в Вашу честь и желает Вам еще долго радовать нас своими яркими статьями о шахматной истории.

Огромная благодарность Вам от всей нашей композиторской братии за уникальный журнал «Шахматы в СССР», в котором шахматная поэзия достигла своего рассвета за время Вашего руководства!

А закончим мы наше поздравление показом замечательного этюда №16 Александра Селецкого из годового конкурса «Шахмат в СССР»(!!). Сей шедевр на тему спертого мата так и просится на десерт «Шахматной планеты»!

№16. А.Селецкий

«Шахматы в СССР», 1933, 1-й приз

Выигрыш

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *