Зденек Мах

Юлиус Зденек Мах

Вот, что пишет о нем Илья Микан в сборнике его задач из серии «Galerie československých skladatelů».

Имя доктора Зденека Маха (2/5 1877 — 2/12 1954) неразрывно связано с тем периодом чешской школы, в которой произошел качественный прорыв  чешской задачи  — периодом, который завершился бессмертной работой М.Гавела.  Как и большинство чешских композиторов третьего поколения, которые благодаря своим качествам и способностям вскоре стали личностью в чешской задачной композиции, таким как доктор Ян Добрусски в прошлом. Будучи на несколько лет старше других членов третьего поколения, он был естественным лидером, представителем и вдохновителем. Он стоял на пороге многих важных идей для чешских шахмат, и в увлекательной манере был в состоянии завлекать молодых людей в течение десятилетий.

Тридцать лет дружбы с М.Гавелом много значат для обоих. Хотя у них были совершенно разные интересы — Мах учился в юридической школе, а Гавел изучал технологии — в шахматах не было пары, которая могла бы лучше понимать друг друга. Их почти ежедневное общение, постоянная переписка и страстное желание дарили процветание самым благородным цветам чешской школы. Важность З.Маха чрезвычайно возросла, когда в 26 лет он взял на себя все три центральных органа печати у Мастера Поспишиля: «Zlaté Pra­hy», «Světozore» и «Besed lidu», в столбцах, которых хранится значительное богатство чешской школы. Но его влияние как арбитра на качество чешских работ не достигло такой широты и глубины, как у Поспишиля, потому что появление третьего поколения, привело к внутренней дифференциации в чешской школе. Первая дифференциация коснулась белой пешки, которая в течение многих лет была центром споров.

Когда мы, поколение 1930-х годов, вышли на задачную арену, эти споры были уже острыми: это была борьба между двумя сильными, непримиримыми мнениями и личными взглядами. С одной стороны, это был эстетизм Гавела, с другой — Палькоска и его идеологическое содержание. Д-р Мах после разрыва и М. Гавел в 1929 году отошли на задний план и почти молчали в течение длительного времени. В длительном общении с Гавелом, Палькоской, но главным образом с Махом, мне удалось собрать основу для всесторонней оценки того времени для чешской школы, столь важного, и объяснить многие события, которые постепенно забываются, и понять, что центральной фигурой первой трети этого столетия был Д-р Зденек Мах.

Работы З.Маха имеют несколько отчетливо отличающихся этапов со своими характерными  особенностями. Это, прежде всего, период начала, который длился с различными колебаниями до 1900 года. В этом году он приезжает в Прагу на учебу и в дружбе с Гавелом создает пару, определяющую тон работы в чешской задаче в течение почти 30 лет. Третий период после 1929 года отмечен разрывом с Гавелом и переносом основного интереса Маха на цилиндрические шахматы. В четвертом и последнем он восстанавливает контакты с мастерами композиции и, что самое важное, имеет дело с редкими формами сказочных шахмат, которые до сих пор малоизвестны в нашей стране — и практически недооценены.

Скажу сразу – мне не совсем понятен тот пиетет, который И.Микан испытывает по отношению к З.Маху. Вероятно, как ведущий шахматных разделов газет, как организатор и теоретик он оказал большое влияние на развитие чешской школы. Но как проблемиста я не берусь его поставить рядом, например, с Моравецом и Кнотеком. Попутно выскажу крамольную мысль – в своих лучших произведениях эти два композитора превзошли признанного короля чешской школы Мирослава Гавела в сложности матовых картин и неожиданности их перестроения.

И еще. Изучив нерассмотренные сборники серии «Galerie československých skladatelů», я пришел к выводу, что помещать обзор их на блоге не имеет смысла, т.к. в них собраны композиции недостаточно высокого уровня.

И напоследок задачи Зденека Маха с комментариями из сборника.

Mach, Julius Zdeněk
Wiener Schachzeitung, 1901, 4th Prize

1.Qa5-d8! — 2.Bd7:c6+ b7:c6 3.Se6-g5#

1…Ke4-f3 2.Se6-d4+ Kf3-e4 3.Bd7:f5 # 2…Kf3-g4 3.Bd7:f5#

1…f5-f4 2.Se6-c5+ Ke4-d5 3.Bd7-e6#

Краткая характеристика судей Hugo Fahndricha, Albert Kauderse и Carl Schlechter (WS 9,1901.158): «Был создан роскошный ансамбль из самых изысканных матовых картин,  первый ход не сложный, но впечатляющий.»
 
#3                                         5+13

www.yacpdb.org/#115340

Mach, Julius Zdeněk
Deutscher Schachbund, 1902, 4th Prize

1.Sb3-d2! — 2.Sd2-c4+ Ke5-d4 3.Rf6:c6#

1…Bg4-e6 2.Rf6-f7+ Ke5-d6 3.Sd2-e4#

1…Bg4-f5 2.Rf6-g6+ Ke5-f4 3.Sc3-d5#

1…Ke5-d4 2.Rf6-f5+ Kd4-e3 3.Sd2-c4#

1…Sc6-a5 2.Qh8-d8+ Bg4-d7 3.Sd2-f3#

 

#3                                           5+5

www.yacpdb.org/#115221

Mach, Julius Zdeněk
Český spolek šachovní, 1921, 1st Prize

1.Rc6-c5! — 2.Sf3-e5+ 2.Qf2-d2+

1…Sc3-b1 2.Sf3-e1+ Kd3-e4 3.Qf2-h4#

1…Sc3-e2 2.Qf2-e3+ Sc2:e3 3.Sd1-f2#

1…Sc3-d5 2.Rc5-c4 Kd3:c4 3.Sf3-e5#

 

 

#3                                            5+8

www.yacpdb.org/#47692

Типичная трехкратная игра черного коня нередко звучит в классической чешской композиции. Подробный пример был уже не в Золотой Праге, а во времена Гавела. Даже в этом турнире с четырьмя участниками, где сами судьи были участниками. Как ни странно, на этот раз это был неанонимный конкурс! В этот раз участие было невелико, всего 7 человек. Отличная задача Маха была поставлена ​​на 1-е место. Кайнер, Гавел, Хавелка и Керлес (Скалик) дали ей 2-е место, а Кнотек и Клир — четвертое, поэтому Мах выиграл лишь.

Mach, Julius Zdeněk
Šachové umění, 1946

1.Bf3-e4!

1…e3-e2 2.Sd6-f5+ Kd4-c3 3.Sc5-d3#

1…Kd4-e5 2.Sc5-d3+ Ke5-f6 3.Sd6-f5#

1…d5:e4 2.Qc6:e4+ Kd4:c5 3.Sd6-b7#

 

 

#3                                           5+8

www.yacpdb.org/#49916

Mach, Julius Zdeněk
Stratford Express, 1949, 1st Prize

1.Bg3-f2! — 2.Qe4:d5+ Kc5:d5 3.e3-e4#

1…Rc3:e3 2.Qe4-c4+ Sa5:c4 3.Sd2-b3#

1…Qg7-f7 2.Qe4-d4+ e5:d4 3.e3:d4#

Судья Дж.У.Чандлер: «Решение форсированное, но задача блестящая, три жертвы ферзя оригинальны и хорошо продуманы. Конструкция восхитительна. Прекрасная задача.

 

#3                                          6+11

www.yacpdb.org/#60424

Mach, Julius Zdeněk
Zlatá Praha, 1928

1.Kc3-d3! zz
1…d6-d5 2.Bd4:a7 zz d5-d4 3.Ba7-b6 zz f6-f5 4.Sf7-e5 — 5.Be6-f7#  2…f6-f5 3.Ba7-b6 — 4.Sf7-e5 — 5.Be6-f7#
1…f6-f5 2.Bd4-g7 — 3.Sd7-b8 — 4.Sb8-a6 — 5.Sa6-c7#
1…a7-a5 2.Bd4-b6 — 3.Sf7-h6 — 4.Sh6-f5 — 5.Sf5-g7#
1…a7-a6 2.Bd4-b6 — 3.Sf7-h6 — 4.Sh6-f5 — 5.Sf5-g7#
Повторяется эхо-мат, известный из предыдущей задачи.
 
#3                                            5+5

www.yacpdb.org/#190201

Юрий Гордиан

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *