Вторая «Встреча на Канатной»

УВЛЕЧЕНИЕ ШАХМАТАМИ ГРОССМЕЙСТЕРА СКРИПКИ ДАВИДА ОЙСТРАХА

Вторая «Встреча на Канатной» уже стала историей! Она была посвящена блистательному музыканту Давиду Федоровичу Ойстраху. Не секрет, что шахматы занимали в его жизни далеко не последнее место. Ойстрах имел солидную первую категорию, играл в довоенных чемпионатах ДСО «Искусство». В сеансовых партиях он давал бой именитым гроссмейстерам и мастерам. Его игру хвалили Ласкер и Ботвинник!

Знаменитый композитор и постоянный партнер по шахматным поединкам Сергей Сергеевич Прокофьев как то заметил: «Не будь беззаветного увлечения музыкой, Давид Федорович мог бы стать незаурядным шахматным мастером».

Открыла встречу… скрипка! Подобного дебюта еще не было в стенах нашего клуба. Студентка первого курса Одесской национальной музыкальной академии имени Неждановой Мария Куколевская не раз срывала аплодисменты зала своим исполнением.

После официальных приветствий выступила представитель Миссии Ойстраха и Рихтера – Антонина Васильченко. Она мастерски заменила приболевшего главу Миссии Юрия Борисовича Дикого, участие которого в лекции было заявлено на афише. Зрители увидели небольшой ролик о Давиде Ойстрахе. Затем Антонина рассказала о делах Миссии и ответила на каверзный вопрос ведущего, почему в Одессе до сих пор нет памятника славному скрипачу…

Далее Сергей Ткаченко начал свой долгий фоторассказ о шахматисте Ойстрахе. В это повествование не раз вкрапливалась скрипка, оживляя повествования оратора.

Естественно, не был забыт и шахматный партнер Ойстраха – композитор Прокофьев. О первой встрече Прокофьева и Ойстраха в Одессе в марте 1927 года поведал член Национального Союза композиторов Украины, музыковед и кандидат в мастера спорта по шахматам Сергей Алексеевич Бородавкин. Вот как это было.

Двухдневные гастроли Прокофьева в Одессе закончились грандиозным банкетом. Кроме традиционных яств организаторы гастролей решили попотчевать именитого гостя концертом из его же сочинений. Молодому скрипачу Давиду Ойстраху, окончившему год назад музыкально-драматический институт, поручили исполнить скерцо из «Первого концерта для скрипки». Далее вспоминает сам Давид Федорович:

«Менее всего я мог ожидать, что выступление мое закончится для меня конфузом. Во время моего исполнения лицо Прокофьева делалось все более и более мрачным. Когда же по окончании раздались аплодисменты, он не принял в них участия. Сделав большой шаг к эстраде, он тут же, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: «Молодой человек, Вы играете совсем не так, как нужно», начал показывать и объяснять мне характер своей музыки. Скандал был полный…»

А примирили наших героев шахматы! Это случилось в 1936-м, когда Прокофьев после долгих заграничных гастролей окончательно обосновался в Москве. К тому времени и Ойстрах уже лет восемь, как поменял одесскую прописку на московскую. Композитор и скрипач стали постоянными шахматными партнерами.

В 1937 году между ними был организован шахматный матч, ставший событием в культурной жизни Советского Союза предвоенной поры. Переехавший из Ленинграда в Москву шахматный подвижник Яков Рохлин прослышал о постоянных баталиях между Прокофьевым и Ойстрахом. Проанализировав их партии, Рохлин пришел в восторг от умелой игры музыкантов и загорелся идеей организовать между ними матч на самом высшем уровне – со зрителями, сценой, афишей, пригласительными билетами и строгой судейской коллегией!

По регламенту матча, музыканты должны были сыграть 10 партий. Победитель получал кубок, а проигравший должен был дать благотворительный концерт. В итоге сыграли всего 7 партий, выиграл Давид Ойстрах, а концерт они дали совместный.

Ведущий вечера рассказал о времени, когда игрался матч. Его рассказ выгодно дополнили фотодокументы тех лет – афиша матча, пригласительные билеты и серия фотографий…

А для шахматных гурманов была разобрана партия Ойстраха из московского довоенного турнира. Директор клуба Игорь Горбунов здорово расставлял акценты по ходу поединка, подключая к «разбору полетов» одесских шахматистов.

Затем настал «этюдный момент» Сергея Ткаченко. Перед зрителями был разыгран этюдный спектакль за авторством известного писателя и шахматного композитора Александра Казанцева. Это произведение было посвящено Давиду Ойстраху. А поводом для составления этюда послужила… кража ордена «Знак Почета» у скрипача во время командного турнира работников искусств. Вот как описывает это событие сам Казанцев:

«Сражавшихся было много, и стулья еле втиснулись. Позади, спиной ко мне, в команде консерватории сидел прославленный скрипач, любивший шахматы не меньше Филидора и Прокофьева…

Позиция на моей доске привлекла многих посторонних зрителей. Стало душно, пиджаки играющих висели на спинках стульев. Я жертвовал фигуры одну за другой…

Вдруг началась страшная суматоха. Я нескромно подумал, что виной этому моя подлинно чигоринская игра, но скоро понял, что я тут ни при чем.

Пока толпа зрителей сгрудилась у моей доски, кто-то умудрился отвинтить с лацкана пиджака знаменитого скрипача орден «Знак Почета». В ту пору ордена носили не только в торжественных случаях. Колодок, заменяющих ордена, тогда еще не знали.

Нет слов, чтобы передать огорчение скрипача. Все сочувствовали ему. Он поспешно ушел заявить о пропаже. Я чувствовал себя неловко, будто был в чем-то виноват».

Увы, украденный орден так и не нашли и вместо него специальным решением правительства (!) Ойстраху выдали новый орден «Знак Почета».

Этюд-посвящение перед вами.

А.Казанцев
«Шахматы в СССР», 1970
Выигрыш

На десерт вечера ведущих подготовил воспоминания шахматных гроссмейстеров и мастеров, с которыми дружил Ойстрах – Ботвинника, Тайманова, Котова, Чистякова… Не были забыты и музыканты-шахматисты. Их рассказы дополнили шахматный портрет великого скрипача. 100 минут второй «Встречи на Канатной» пролетели мгновением. Скрипичная мелодия от Марии Куколевской поставила яркую точку в этой встрече!

Впечатлениями делился ведущий встречи
Сергей Ткаченко