По шахматным штампам

Недавно мы упоминали о том, что Николай Бельчиков в середине 80-х годов прошлого века предпринял попытку решить вопрос дефицита шахматных штампов в СССР. Ниже его рассказ о том, как это происходило.

 

По шахматным штампам

Как принято в воспоминаниях такого рода, сначала немного истории. Несомненно, многие наши довоенные коллеги имели шахматные штампы. Так, В.Е.Гебельт в 60-80-х годах всегда привозил их на сборы в Минск. Это был его приз за успех довоенном конкурсе. Получается, что штампы ему служили 60 лет! Сейчас они хранятся у В.Волчека — как память-раритет.

Тогда любые печати-штампы делались из резины на одноразовой форме, полученной при помощи металлической матрицы, которая гравировалась или создавалась цинкографией. Процесс цинкографии был разработан ещё в начале 20-го века — это получение выпуклого изображения на цинке травлением кислотой. Оба способа широко использовались при высокой печати фото, таблиц в газетах, книгах. Однако в довоенных книгах по шахматной композиции печатались в основном набором их литерами (как и тексты). Наверное, можно было использовать этот набор чистой диаграммы и фигур для  получения формы  (например, заливкой какой-то самотвердеющей смесью) — и далее  сделать по ним штампы прессованием с вулканизацией резиновой смеси  («сырой резины»).

Но всё-таки многоразовые формы надо делать на основе цинкового клише. Сразу замечу, что у меня их было много. Я вёл тогда шахматные рубрики в газетах, которые по моей просьбе и рисункам заказывали в типографиях и слали мне готовые клише — цинковые пластинки толщиной  2 мм, из них профиль 0,6 — 0,8 мм.

Сейчас можно лишь предполагать, почему в СССР был дефицит по таким штампам. Государственным фабрикам и типографиям невыгодно была эта мелочь — наши штампы, личные печати. Они делали только специальные государственные печати со строгим учётом, хоть и это для них было в убыток. А для частника об организации такого дела не могло быть и речи. В УК СССР была статья за «частнопредпринимательскую деятельность». А штампы-печати — это тем более, т.к. в этом вопросе подразумевалась абсолютная монополия государства. Такое продолжалось до середины 80-х годов, когда наступила пора «индивидуальной трудовой деятельности — ИТД».

А еще раннее в 1970-71 гг. всё же «блеснул лучик» — штемпельная фабрика в Москве слала  шахматные штампы (без ручек). Это не оглашалось — видимо, заказывали немногие. И это быстро прикрыли, по слухам, из-за этого даже кто-то пострадал.

И тогда же было желание делать позиции красочно, разными цветами. Старшее поколение помнит, что в СССР была только фиолетовая краска-мастика. Однажды в 1970 году Н.Чернявский дал мне адрес одной фабрики в Чехословакии, посоветовал попросить у них краски разных цветов. Я послал им пару шахматных книг, провозгласил «здравицу в честь советско-чехословацкой дружбы». В ответ мне прислали набор из 4-х цветов. Кстати, т.н. называемая «Пражская весна» 1968 года, возможно, способствовала такому положительному вниманию к нам(?). 

К 1985 году я уже созрел для штампов. А тут вовремя подошла и ИТД, и мои возможности по работе, и желание многих. Чтобы у налоговиков не было претензий, взял в горфинотделе «патент» — разрешение на «сувениры из резины» (на всякий случай не упомянул слово «штампы»), уплатил некую сумму на год. Тогда это только начиналось и ещё не было жёстких критериев, как сейчас. Главное, что я со своим желанием оказался в нужное время. До 1985 года это было опасно, а уже после 1992-94 гг. стало неактуально — появились ПК с принтерами, сканерами. По печатям пришли новые технологии с применением электроники, полимеров и т.д.

А тогда поначалу попробовал делать формы из пластмасс, потом гальванопластикой. Но на них можно было отлить мало штампов. Потом возникла мысль — продавить цинковым клише внутреннее изображение (т.е. сделать постоянную форму) на МЕТАЛЛЕ, но на каком? Мягче цинка — свинец, олово. Попробовал, изображения получились хорошо, но всё же свинец «плыл», да и вреден для здоровья. А температура плавления олова − 232 градуса. Тоже не пошло, так как температура вулканизации резины190-200 гр. − да ещё с формованием давлением на прессе — 4-5 штампов, и олово не выдерживало, форма искажалась. К тому же компоненты резины (сера, углерод и др.) корродировали эти металлы. Следующий — алюминий, и это стало выходом! В то время я работал технологом инструментального цеха БАТЭ (см. от этого з-да футб. к-ду). Мне было доступно любое оборудование, рабочие на нём, материалы и т.д. Постепенно по моим чертежам мне сделали хороший винтовой пресс с автоподогревом плит (элементы я взял от 2-х утюгов. Детали по частям вынес с завода, дома собрал — общий вес составил 30 кг. И всё остальное тоже подготовил  — оснастку и пр. Итак, начал давить на алюминии форму — и не пошло, клише деформировалось, изображение искажалось — цинк не намного твёрже алюминия. Надо было сделать его минимально мягким, и в то же время максимально пластичным. 

Студентами мы изучали «отпуск, отжиг» только стали. И я обратился к монографии нашего А.П.Гуляева «Металловедение» (выдержало 6 изданий). Нашёл — надо нагреть алюминий до 550 гр. − выдержка 8 часов − охлаждение с печью. И главный нюанс — необходимую обработку сделать в течение 2-х часов, так как позже твердость восстанавливается. На мощном гидропрессе продавили — всё получилось, клише сделало чёткий оттиск на алюминии, само не пострадало. От радости я написал на дом Александру Павловичу, кратко изложил суть. Он был доволен, что так помог мне, и в итоге нашим коллегам. И посоветовал при вулканизации подкладывать с обратной стороны штампа ткань или марлю. Я не сразу сообразил для чего. Известно, что приклеить напрямую резину к другим материалам довольно трудно. Это было весьма актуально в довоенные годы, когда ещё не было специальных синтетических клеев. А приклеить через ткань проще. Это и имел в виду Александр Павлович, хотя мне не объяснил. 

Конечно, я не стал так делать — ведь в 80-е годы уже были Момент, БФ, АГО и др. Они хорошо напрямую клеили резину к любым материалам. С самой сырой резиной не было проблем — её мне приносил знакомый с завода РТИ. По времени совпало — я был готов к работе. На 1 штамп надо был 23 грамма резины – я это взвешивал на точных весах. А в это же время в 64-ШО попросили помочь наладить изготовление штампов. Я послал подробности, копию патента (хотя они и не просили). Когда вышло объявление (оно было подробно подано 2 раза), заказы пошли массово. В ответ каждому слал описание — как сделать ручку, клеить и др. нюансы пользования, рецепты краски, образцы печати т.д. Примерно 80% заказывали, слав переводом 5 руб. А мне отсылать было просто — делал конверт из плотной бумаги + марки на 12 -14 коп. и бросал в ящик. Специальный учёт не вёл, разослал  около 1000 штампов. Алюминиевые (оксидная плёнка) формы оказались поразительно стойкими к агрессии сырой резины. На полученные деньги сделал ремонт своего старого дома. Некоторая сумма осталась на сберкнижке, но она пропала с распадом СССР, как и у многих наших сограждан.

Вспоминаются некоторые моменты с моими заказчиками, в т.ч. и курьезные:

  • В листке-рекламке я неудачно со стороны стилистики советовал: … «чтобы получались хорошие оттиски, надо их штамповать на МЯГКОМ месте…» −  имел в виду подкладывать под листок что-то типа журнала, газет..  Один из моих заказчиков справедливо усмотрел в МЯГКОМ иной смысл − нижнюю часть нашего тела.
  • Другой клиент из Украины взамен предложил «А может Вам сала прислать?»
  • Пользуясь случаем, я в рекламке взаимно просил бартером помочь и мне. По возможности просил для дела инструменты, материалы и даже… растворимый кофе!  А это тогда был дефицит. И слали! — банки, которые по 6 руб. Некоторые понимали значение моей работы, старались по-своему взаимно меня отблагодарить. Хотя им проще было взять у меня штампы за деньги без хлопот.
  • Я соприкоснулся с уникальным человеком из Рязани. Что ни попрошу − он шлёт: приборы, инструменты, химикаты для гальваники, металлы-катоды, медь, никель, кобальт, олово, кадмий… Видимо, он был большим начальником… Мы ещё долго общались, по моей наводке он затем приобрёл шахматный компьютер. Другие слали специальную литературу и даже художественные книги, что было тоже дефицитом. Так что в этом плане я особо не стеснялся — пользовался моментом.
  • Когда я начал делать штампы, то послал их в виде подарка  некоторым ведущим составителям. Помню ответ на это от В.Ф.Руденко: «Спасибо за царский подарок!».

2 комментария

    1. Вероятно, их уже никто не производит за ненадобностью — посылки на конкурсы и др. соревнования совершаются электронной почтой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *