Юрий ГОРДИАН
Мой соавтор Валентин Руденко
У меня много соавторов – где-то в районе восьмидесяти. С кем-то из них единичные совместные работы, а с некоторыми сотрудничество было длительным. С Валентином Федоровичем Руденко оно было не только длительным и успешным, но также и поспособствовало моему прогрессу, как проблемиста.
Знаменитая книга Валентина Руденко «Преследование темы» не случайно получила такое название – оно отражает сущность Руденко – шахматного композитора. При работе над какой-то идеей он стремился представить ее как можно более всесторонне, и его редкое умение находить оригинальные схемы позволяло создавать серии задач на одну и ту же идею в совершенно различных механизмах. В нашей совместной работе такое случалось не раз.
В начале 80-х годов прошлого столетия я довольно долго пытался выполнить тему Лачного в четырехходовке. Побочным результатом работы над этим замыслом явилось несколько неплохих задач, например, Ю.Гордиан, 64 — Шахматное обозрение, 1981, 3rd Prize [см. задачу], но Лачный не поддавался, и я обратился к Руденко за помощью. В результате появилась первая четырехходовка с темой Лачного.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Themes 64, 1983
5 похвальный отзыв
(FIDE Album 1983-1985) #4
1…fe 2.Sa7+ Kd4 3.Sc6+ K:e4 4.D:e5# 1…Tf4 2.Sa3+ Kd4 3.S:c2+ K:e4 4.Ld3# 1…Ld1 2.Sc7+ Kd4 3.S:e6+ K:e4 4.Ld3#
1.Dh6! — 2.Df8 de 3.Dc5# 1…fe 2.Sa3+ Kd4 3.S:c2+ K:e4 4.Ld3# 1…Tf4 2.Sc7+ Kd4 3.S:e6+ K:e4 4.D:f4# 1…Ld1 2.Sa7+ Kd4 3.Sc6+ K:e4 4.Ld3#
Низкая оценка задачи в конкурсе объясняется тем, что судья “не заметил” фазу иллюзорной игры. Кое-кому низкое отличие показалось просто технической ошибкой – так Валентин Ударцев, приведя эту задачу в своей статье, в ее реквизитах указал «1 приз».
Вскоре Руденко нашел интересный четырехходовый механизм Лачного в форме цикла Шедея. Но задача сходу не получилась. Я же периодически возвращался к работе над ней, и через 12 лет это принесло успех.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Шахматная композиция, 1996
1-2 приз #4
1.Dd8? — 2.Te:f3+ K:e4 3.T:f5 S:g4 4.D:d3# 1…D:e5 2.S:d3+ S:d3 3.Te:f3+ K:e4 4.D:d3# 1…D:g5 2.Tg:f3+ K:g4 3.Tg3+ K~ 4.D:g5#, но 1…Lh2!
1.Dh8! — 2.Tg:f3+ K:g4 3.T:f5 S:e4 4.Dh3# 1…D:e5 2.Te:f3+ K:e4 3.Te3+ K~ 4.D:e5# 1…D:g5 2.S:d3+ S:d3 3.Tg:f3+ K:g4 4.Dh3# (1…Lh2 2.Tg:f3+ K:g4 3.S:h2)
В 80-х годах в трехходовках и многоходовках очень популярна была тема освобождающих жертв. Мне показалось интересным сначала занять тематическое поле белой фигурой с ее последующей освобождающей жертвой, что и было выполнено – Ю.Гордиан, Магаданская правда, 1989, 1st Prize [см. задачу]. А через несколько лет я предложил эту идею Валентину Федоровичу. Он заинтересовался и начал выдавать схемы, которые я обрабатывал – в результате появилась серия интересных задач, которые все были высоко отмечены на конкурсах.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Шахматный вестник, 1993
3 приз
(FIDE Album 1992-1994) #4
1.Td4 — 2.Td5 Df4 3.T:d6+ L:d6 4.Sd5# 1…Db3 2.Tc4 Dd1 3.Tc6+ dc 4.Sc4# 1…Da2 2.c4 Dg2 3.c5+ dc 4.Sc4#
Белые фигуры в процессе решения занимают матовое поле, а затем проводят освобождающую жертву.
Ю.Гордиан, В.Руденко
The Problemist, 1993
1 приз #4
1.Sf2 — 2.d3 De1 3.d4+ ed 4.Sd3# 1…cd 2.Tdd3 De1 3.Td5+ cd 4.Sd3# 1…Th8 2.Tfd3 De1 3.T:c3+ bc 4.Sd3#
Механизм одного поля d3 с освобождающими жертвами. При работе над этой задачей первоначальная схема подверглась серьезному изменению.
Ю.Гордиан, В.Руденко
diagrammes, 1994
4 приз
(FIDE Album 1992-1994) #4
1.Dc6? Ta1! 2.Lb5?? 1.Lc6? L:e6! 2.De4??
1.f3! — 2.Tg4+ e4 3.T:e4+ 1…e4 2.Dc6 Ta1 3.D:e4+ L:e4 4.Lb5# 1…Dg7 2.Lc6 L:e6 3.Lb5+ T:b5 4.De4#
Взаимное перекрытие белых ферзя и слона с освобождающими жертвами подчеркнуто тематическими ложными следами.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Mat-Pat, 1994
2-3 приз
(FIDE Album 1992-1994) #4
1.d3 — 2.T:d5+ D:d5 3.S:d7+ Ke6 4.f8S# 1…Lg7 2.Df3 Sf5 3.De4+ S:e4 4.T:f5# 1…Lf6 2.Tf3 Se4 3.Tf5+ S:f5 4.D:e4#
Взаимное перекрытие белых фигур ферзя и ладьи с освобождающими жертвами тематических фигур. Эта задача из данной серии далась мне особенно тяжело. Довольно долгое время я не мог найти подходящую угрозу и соответствующие защиты.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Rochade Europa 1998-99
1 приз
(FIDE Album 1998-2000) #4
1.Kd6? fg!; 1.f3? Sxf8!
1.Lc4! bc (-) 2.Ld3 Sb6+ 3.Kxb7 1…Sxc5 2.f3 Sxe4 3.f4+ Sxf4 4.Sf3# 1…f5 2.Sd6 fe 3.Sxf7+ Txf7 4.Ld6# 1…Sg3(f4,c1) 2.Ld6+ Kxe4 3.Lf4!
Белая обструкция с освобождающими жертвами после блокирования поля е4.
Справедливости ради, следует отметить, что несколькими годами ранее эта идея уже была представлена в двух задачах Ю.Фокина и Я.Владимирова: Probleemblad 1988 1st Prize [см. задачу] и Die Schwalbe 1988 1st Prize [см. задачу]. Правда, обе они на один и тот же механизм. К сожалению, а может быть к счастью, тогда они прошли мимо моего внимания.
Как-то я предложил Руденко одну идею, смысл которой будет понятен из подробных комментариев к задачам этой серии.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Червоний гірник, 1999
1 приз
(FIDE Album 1998-2000) #3
Главные планы 1.e3 — 2.Dd4# и 1.Sс2 — 2.Dd4# опровергаются соответственно 1…Td6! и 1…Ld5!. После 1.Lс6! перекрыты обе черные фигуры, но выполнить главные планы невозможно теперь по другой причине − не влиявший вначале на проведение главных планов конь b8 после вступительного хода белых усилил свой потенциал настолько, что после 2…S:с6 переводит главные планы в разряд иллюзорных. Варианты решения после вступления “по Новотному” содержат ряд логических и тактических моментов:1…L:с6 2.е3! − 3.Dd4# (с мюнхенским главным планом − нет 2…Td6!) или 2…Ld5! 3.Dh2# (с дрезденским мотивом − нет 2…Sс6!), 1…T:с6 2.Sс2! − 3.Dd4# (с мюнхенским главным планом – нет 2…Ld5!) или 2…Td6! 3.D:g5# (с дрезденским мотивом – нет 2…Sс6!), 1…S:с6 2.Td7! Sе7 3.Dd4#.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Melničenko JT, 1999
1-2 приз #3
Есть ложные следы 1.d6? (2.Sd5#) Le2! и 1.Db6? (2.De3#) TgЗ! Поэтому естественно желание попытаться вызвать взаимное перекрытие ладьи и слона, а затем осуществить главные планы. Но 1.Dd7? (2.D:f5#) не достигает цепи из-за 1…Dс8!, хотя и приводит к Гримшоу на поле g4 с другими ответами белых − 1…Tg4 2.Tе4+ fe 3.Se2# и 1…Lg4 2.Dа7 и З.DeЗ#. После вступления 1.Lg4! с угрозой 2.Te4+ fe 3.Sе2# черные ладья и слон перекрыты, но осуществить главные планы не удается из-за 2..fg. Это становится возможным после взятий белого слона − 1..T:g4 2.d6 — З.Sd5# и 1…L:g4 2.Db6 — З.DеЗ#. Вариант 2.Dd7(З.Tе4#) Lf6 З.D:g4# в совокупности с ложным следом 1.Dd7? демонстрирует швейцарскую логику.
Ю.Гордиан, В.Руденко
StrateGems, 1999
1 почётный отзыв
(FIDE Album 1998-2000) #3
Главные планы 1.Sd3? (2.Tс5#) и 1.SfЗ? (2.Sd2#) опровергаются взятиями белого коня − 1…еd! и 1…ef!, а ложный след 1.TgЗ? – 1…hg!. Ходом 1.Tg4 с угрозой 2.T:е4+ dе З.Lе6# связывается черная пешка е4, но для проведения главных планов возникают новые препятствия − 2…L:е7! и 2…Lg5!, соответственно. Провести же их удается лишь после снятия контроля черного ферзя над полем е5 − 2.Sd3 (2.Sf3? Dg5!) L:е7 З.S:e5# и 1…Dh7 2.SfЗ (2.SdЗ? D:е7!) Lg5 3.S:е5#. И дополнительно − 1…d4 2.TgЗ hg З.Le6.
В этой задаче на разных стадиях решения пробные попытки опровергаются тремя различными способами − перемена опровержений. В свое время это привлекло внимание Александра Бахарева, он даже перемену опровержений сделал заданием тематического конкурса. Но, насколько я помню, ничего особо интересного этот конкурс не дал – кажется, что не было даже ни одной задачи с трехкратной переменой опровержений, как в выше рассмотренной коллективной трехходовке.
Еще можно добавить, что в механизме первой задачи этой серии, Валентин Федорович увидел возможность представить совершенно другое, но тоже интересное содержание.
Ю.Гордиан, В.Руденко
diagrammes, 1999
2 приз #3
1.Te2? Tf6!; 1.Te1? Lf5!
1.Tc6! zz
1…T~ 2.Te2 Lf5 3.Da1# 1…Tg6! 2.Te1 Tf6 3.Db5# 1…Tf6! 2.Db5+ Kf4 3.Tf3#
1…L~ 2.Te1 Tf6 3.Db5# 1…Lg6! 2.Te2 Lf5 3.Da1# 1…Lf5! 2.Da1+ Kf4 3.Tf3#
(1…S~ 2.Tc5+ Kd6 3.Df8#)
Две системы черной коррекции с двумя точными защитами, перекрытием Гримшоу и блокированием полей. Ответная тонкая игра белого двойного клапана строго подчинена логике.
В следующей серии механизмы задач имеют кое-что общее, что, в общем-то, не совсем характерно для Руденко.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Suomen Shakki, 1995
1-2 приз
(FIDE Album 1995-1997) #3
1.a7 — 2.a8D+ Ke5 3.Sg6# 1…Tee4 2.Sc4 Se5 3.Se3# 1…The4 2.Sg6 Se5 3.Sf4# 1…Se4 2.Sd7 Se5 3.Sf6#
Четкое взаимодействие механизмов одного поля и белого коня. В трех вариантах после выключения белого ферзя проходит замена связанной черной фигуры.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Tidskrift för Schack, 1995
1 почётный отзыв #3
1.g6 — 2.Sg5+ Kf4 3.Tf3# 1…Ta:d5 2.Sg2 Sd4 3.Sc5# 1…Td:d5 2.Sf5 Sd4 3.Sd6# 1…S:d5 2.Sd1 Sd4 3.Sc3#
Механизмы одного поля и одной фигуры c образованием и игрой неполной полусвязки в логическом оформлении.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Hebelt JT, 1999
1 почётный отзыв
(FIDE Album 1998-2000) #3
1.Lf2 — 2.De6+ Te5 3.d3# 1…Tff5 2.Sd7 Se5 3.Sf6# 1…Thf5 2.Sxf3 Se5 3.Sg5# 1…Sf5 2.Txd5 Se5 3.Td4 (1…Tf6,Ke5 2.d3+,Sxf3+)
На идею ладейного антимагнита составлено было только две задачи, что объясняется значительными трудностями ее реализации. Сделать один вариант просто, но выразить идею в двух тематических вариантах на несколько порядков труднее.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Israel Ring Tourney, 1997
2 приз
(FIDE Album 1995-1997) #3
1.De4 — 2.T:d5+ cd 3.D:d5# 1…T~ 2.Te6+ fe 3.De5# 1…Tc5! 2.Tf5! L:f6 3.T:f6# 1…Tb5! 2.Tg5! Lb1 3.S:c4# (1…Lb1 2.S:c4+ Kc5 3.Ld4#)
Черная коррекция с парадоксальным антимагнитом и антидуалями.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Sächsische Zeitung, 1998
2 почётный отзыв #3
1.c5 — 2.Da2+ Sc4 3.D:c4# 1…Tg3 2.Tg6! f4 3.T:f6# 1…Tg2 2.Tg7! f4 3.Sg3#
Двойной ладейный «антимагнит»
В 80-х годах Милан Вукчевич опубликовал несколько двухвариантных многоходовок (Schach-Echo 1981 2nd Prize [см. задачу] Chess Life 1986 3rd Prize [см. задачу], где в ответ на перекрытие белыми черных по Новотному черные защищаются ответным Новотным. Но у него на поле пересечения и белые, и черные в обоих вариантах ходили одними и теми же фигурами. Мне же хотелось, чтобы перекрытие вызывалось разными белыми фигурами, и я подключил к работе над этой идеей Руденко. Затем в найденной им схеме я заметил возможность дефференцировать и ходы черных на поле пересечения белых ладьи и слона. А еще чуть позже стало ясно, что с тематическими ложными следами задача будет соответствовать многоходовой теме 3.WCCT, которое как раз в это время проводилось. И эта задача вошла в посылку команды СССР.
Ю.Гордиан, В.Руденко
3rd WCCT, 1984 -, 1988
2 место
(FIDE Album 1986-1988) #4
1.d4? Le2+ 2.T:e2/L:e2 L:d4/T:d4! 1.Ld4? De2+ 2.T:e2/L:e2 L:d4/T:d4!
1.e7 La4(-) 2.e8S L:d1+ 3.T:d1 — 4.Sg7#
1…Ta8 2.d4 Le2+ 3.T:e2! T:d4 4.Te5# 3…L:d4 4.Lc2#
1…Se7 2.Ld4 De2+ 3.L:e2! T:d4 4.T:f6# 3…L:d4 4.Lg4#
Значительно позже Валентин Федорович нашел еще один механизм для выражения данной идеи.
Ю.Гордиан, В.Руденко
StrateGems, 1999
(FIDE Album 1998-2000) #4
1.Kc6 zz
1…dc 2.Shg6! Sе7+ 3.T:e7! T:g6 4.Te4# 3…L:g6 4.Se6#
1…g5 2.Sfg6! Se7+ 3.L:e7! T:g6 4.Sf5# 3…L:g6 4.Lf6#
(1…Se7+ 2.T:e7 ~ 3.b7 ~ 4.Lb6#)
Еще несколько примеров совместных многоходовок.
Ю.Гордиан, В.Руденко
8-й МК З.Бирнов, 1988
1 приз #4
1.Td3 — 2.Te3+ K:d4 3.Td3+ Ke4 4.De1# 1…f4 2.De1+ K:d5 3.Da5+ Ke4 4.Sf6# 1…S:d6 2.Sf6+ K:e5 3.Sh5+ Ke4 4.Te3#
Три варианта с аннигиляцией, возвратом белых фигур и циклическим чередованием вторых и четвертых ходов.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Deutsche Schachzeitung, 1976
2 почётный отзыв #4
1.S:f2+? ef 2.Sd3 De2! 1.S:g3+? ef 2.S:f5 De5!
1.Tg7! — 2.S:e3+ Kb2 3.Tb7+ K:a1 4.Sc2#
1…Te2 2.Sf2+ ef 3.Sd3 Df2 4.Sb4#
1…Lf4 2.Sg3+ ef 3.S:f5 Le5 4.Sf:e3#
Тема Умнова с тематическими ложными следами, подчеркивающими парадоксальность решения.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Дзвін Чорнобиля, 1990
5 приз
1.Ta4 — 2.T:b4 — 3.Sc6/Sg6+
1…Tc7 2.Kf3+ T:h2 3.Sd7+ T:d7 4.Sc6# 3…L:d7 4.Sf7#
1…Tg7 2.Kg4+ T:h2 3.Sf7+ T:f7 4.Sg6# 3…L:f7 4.Sd7#
Игра королевской батареи в сочетании с двумя перекрытиями Новотного на разных полях в игре одной пары черных фигур. Задача интересна выбором вторых ходов белого короля с целью не попасть под шахи при проведении перекрытия Новотного.
Ю.Гордиан, В.Руденко
ЮК Москва-850, 1997
1-3 приз
(FIDE Album 1995-1997) #5
1.Kc7! — 2.Kd6 Sf5+ 3.gf ef+ 4.gh
1…Lc3 2.Tc6 K:e5 3.Tc5+ Kd4 4.Tf5+ K:c4 5.ed# 1…Tg6 2.Td5+ K:c4 3.Tc5 Kd4 4.Tc3+ K:e5 5.Sd3#
(1…Lc1 2.Td5+ K:c4 3.Td4+ K:b5 4.Lc6+)
Защищаясь от угрозы, черные вынуждены перекрывать свои фигуры от матового поля, а затем белые руками черных расчищают линии, чтобы ладья могла отрезать и вторую черную фигуру. Приятно, что маты с поля d3 осуществляются разными фигурами. Схема этой задачи пролежала у Руденко 15 лет, мне удалось ее оживить. Особенно сложным оказалось найти полнометражную угрозу.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Die Schwalbe (3293), 1981
1 почётный отзыв
(FIDE Album 1980-1982) #13
1.Lc8! (2.Se6+ Kd3 3.L:a6#)
1…Lb5 2.Lh3! (нельзя сразу 2.Se6+? Kd3 3.Sc5+ Ke2!) 2…Le2 3.Se6+ Kd3 4.Sc5+ Kd4 5.Lc8! (не проходит 5.Sb3+? Kd3 6.Sc1+ Kd4 7.Sc2+ Kc4 8.Se3+ Kb5!) 5…Lb5 6.Sb3+ (нельзя 6.Sc2+ Kc4 7.Se3+ K:b4! и нет шаха слоном с поля d6) 6…Kd3 7.Sc1+ Kd4 8.Sc2+ Kc4 9.Se3+ Kd4 (9…K:b4 10.Ld6+ Ka4 11.Sd1!) 10.Lh3! Le2 11.Sb3+ Kd3 12.Lc8! — 13.L:a6#
Логическая задача с несколькими подготовительными планами, маятниковыми маневрами белого и черного слонов.
Хотя Валентин Федорович недолюбливал кооперативные маты, по его словам, из-за отсутствия в них борьбы сторон, коллективные произведения и этого жанра у нас были.
Ю.Гордиан, В.Руденко
2.WCCT, 1983
16-17 место h#2
a) 1.Lc4 Kb4 2.Le2 d4# b) g2<->g5 Tc4 Kb5 2.Tf4 d3#
Парадоксальная идея – для предоставления возможности белой ладье контролировать поле с2, черные фигуры первым ходом дополнительно выключают эту ладью. Перекрытие Гримшоу. Построение и игра черных батарей. Мат в ответ на шах.
Ю.Гордиан, В.Руденко
6th WCCT, 1998
17 место h#2
a) 1.Dc1(Dc2? Lb1??) Lb1(Lc2? Dc5??) 2.Dc5 Te4#
b) e3->c5 De1(De2? Lf1??) Lf1(Le2? De3??) 2.De3 Tc4#
c) f3->c5 Dh1(Df3? T:g3??) Tg3(Tf3? Dd5??) 2.Dd5 Sb5#
Точные вступительные ходы обеих сторон с целью предотвращения взаимного перекрытия фигур на одном поле.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Phénix, 1988
h#2 2 Sol
a) 1.Te7 e5 2.Ke6 f5# Te8 f5 2.Se7 e5#
b) +bPf5 1.Se7 ef5 2.d5 fe5# 1.Ke6 fe5 2.Le7 ef5#
Чередование ходов белых в каждой паре решений. Вторые ходы черных в фазе а) становятся вступительными ходами в фазе b). Эхо-хамелеонные маты с активным блокированием поля е7.
Были коллективные и обратные маты.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Фестиваль «Одесса-88», 1988
1 приз,ТТ
(FIDE Album 1986-1988) S#2
1.Sh2? Lc2! 1…bcD/bcS 2.De2+/Dd2+ K:e2/K:d2#
1.Tc4? b4! 1…bc/Lc2 2.De2+/T:d4+ K:e2/K:d4#
1.Tc2! zz 1…L:c2/K:c2 2.De2+/Dd1+ K:e2/K:d1#
Тема конкурса – игра королевской батареи на матующем ходу, выражена в трех фазах.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Themes 64, 1982
1 приз
(FIDE Album 1980-1982) S#3
1…Tf1 2.S:g5+ D:g8 3.De6+ D:e6# 1…g2+ 2.Sf4+ D:g8 3.De6+ D:e6#
1.Kf5! ~ 2.Da4+ Kd5 3.D:e4+ L:e4#
1…Tf1+ 2.Sf4+ D:g8 3.De6+ D:e6# 1…g2 2.S:g5+ D:g8 3.De6+ D:e6#
(1…Kd5 2.Sd8+ D:g8 3.D:e4+ L:e4#)
Тема чередования игры в механизме «шах-не шах». Удачный вступительный ход, отдающий свободное поле черному монарху.
Ю.Гордиан, В.Руденко
6th WCCT, 1998
7 место
(FIDE Album 1998-2000) S#3
1.g5 bel. 2.De4 nebst 3.Ld6 cd6#
1… e2 2.Tc4 bc4 3.Dd4 Ld4# 1… Sb4 2.De3 Le3 3.Sd3 Sd3# 1… Le1 2.Tb5 cb5 3.Dc3 Lc3#
Тема первенства — инверсия мотивов в защитах черных.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Шахматная композиция, 1999
1 приз
(FIDE Album 1998-2000) S#3
1…Dg1 2.Dd5+ L:d5 3.S:d3+ S:d3# 1…T:c1 2.Te4+ fe 3.Dc3+ T:c3#
1.Dc3! — 2.Te4+ K:e4 3.Dd4+ D:d4# 1…Dg1 2.De1+ T:e1 3.S:d3+ S:d3# 1…T:c1 2.Td5+ Ke4 3.Te5+ D:e5#
Тема 7.WCCT осложнена простой переменой.
Тут требуется небольшое отступление. Я участвовал во всех командных чемпионатах мира, кроме одного. Но работа над темой обратного мата 6.WCCT мне очень нравилась, и составил на нее порядка десятка задач, что, в общем-то, для меня не характерно. Две вошли в посылку команды, а все остальные были отмечены на разных конкурсах, в основном, призами разного достоинства. Была среди них и такая — Задачи и этюды 1998 1st-2nd Prize [см. задачу]. И в ней Руденко увидел возможность введения в содержание фазы иллюзорной игры.
Ю.Гордиан, В.Руденко
Матч Словакия — Украина, 2002
2 место S#3
1.fe? (2.Tf5+) Ta5! 1.f6? (2.S:e6+) Ta6!
1.De2! — 2.Tb4+ Se4 3.Dg4+ L:g4#
1…Tb3 2.f6 Tb6 3.D:f2+ L:f2# 1…Tc3 2.fe Tc5 3.D:f2+ L:f2#
(1…Ta4 2.Tb6 Sf~ 3.Dg4+ 1…Sc2 2.Le3+ S:e3 3.D:f2+)
Римская тема в двух вариантах
Ю.Гордиан, В.Руденко
7th WCCT, 2003
15 место
(FIDE Album 2004-2006) S#4
1.Db5? — 2.Te4+ K:e4 3.Df5+ Kd4 4.Df4+ S:f4# но 1…fgS!
1.Se5! — 2.D:a7+ Ke4 3.Lb7+ Kf4 4.De3+ S:e3# 2…Kd5 3.Lc4+ Ke4 4.De3+ S:e3#
1…fgS 2.De4+ K:e4 3.S:f3+ K:f3 4.Le2+S:e2# 1…fgL 2.Dd5+ K:d5 3.Sc6+ K:c6 4.Tc5+ L:c5#
Тема 7.WCCТ со слабыми превращениями черной пешки в защитах. Формулировка темы: «Обратный мат от 3 до 7 ходов, в котором белые жертвуют свою фигуру (не пешку и не на последнем ходу), которая сразу же принимается черным королем. Появление тематической фигуры на поле жертвы в процессе решения обязательно. Жертва белой фигуры на последнем ходу считается как нетематическая жертва, но черная фигура может принять тематическую жертву на любом ходу»
И неортодоксальная совместная задача.
Ю.Гордиан, В.Руденко
7th WCCT, 2003-03-01
7 место
SingleBox: Type2 #3
1.f8(p)? — 2.D:e3+ T:e3(f8D) 3.Dfd6#
1…Sc3 2.Lf6+ S:f6(f8L) 3.Lc5# 1…ef 2.Sf5+ gf(f8S) 3.Se6#
1…T:b3(f8L) 2.Ta4+ Tb4 3.ef# 1…D:h6(f8S) 2.Se6+ K:e4 3.f3#, но 1…Dg8!
1.b8(p) — 2.D:e3+ T:e3(b8D) 3.Dd6#
1…Sc3 2.Sf5+ gf(b8S) 3.Sc6# 1…ef 2.Lf6+ S:f6(b8L) 3.Le5#
1…T:b3(b8L) 2.Le5+ K:e4 3.f3# 1…D:h6(b8S) 2.S:c6+ T:c6 3.Td5#
В первых двух вариантах чередование вторых ходов белых, во вторых двух — простая перемена.
SingleBox: Type2 — Если пешка достигает поля превращения до того, как какая-либо ее фигура сбита, то она остается бездействующей до тех пор, пока фигура не будет сбита, после чего она сразу же получает свойства этой фигуры. В случае более чем одной бездействующей пешки сторона, производящая взятие, решает, какая из бездействующих пешек противника получает свойства сбитой фигуры. Спящая пешка не может двигаться, но может быть сбита.
Замечательная подборка! Спасибо! А почему в diagrammes, 1994 4 приз (FIDE Album 1992-1994) #4 авторы не сократили черного коня h8 путем сдвижки позиции вправо?
Действительно, Игорь, можно сэкономить фигуру. Помню, что с этой задачей тоже были проблемы по устранению разных дефектов, а проверялось все вручную.