Мой соавтор Е.Фомичев

В недавно вышедшем №2(60) «Проблемисте Украины» помещена статья Евгения Фомичева о нашей совместной с ним работе на ниве шахматной композиции. Я был заранее ознакомлен с этой статьей, и именно она подтолкнула меня на написание нескольких статей о других моих соавторах. Эти статьи были ранее помещены на блоге.

 

Евгений Фомичев, почти международный гроссмейстер

 

КАК Я НЕ СТАЛ МОЛДОВАНОМ

Июнь 1987-го. Мне, выпускнику химфака нижегородского политеха, пора покидать alma mater. У меня — 4-й средний балл по курсу, выше только у девчонок-зубрил, (а кому они нужны?), и. соответственно, у моих ног по распределению (выбирай — не хочу!) — весь бывший Союз, включая «солнечный» Магадан.

Но лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме, а посему для адепта шахматной композиции более притягательными казались Вильнюс (Е.Леун), Днепропе­тровск (В.Руденко), Кишинев (А.Иванов). В конце концов размер зарплаты взял верх и я направился в самый южный город священной триады, где предстояло работать на аттестованной должности в криминалистической лаборатории МВД Молдавии.

Увы, почетный караул из сусликов, оглушенных ревом двигателей самолета и вытянув­шихся по струнке вдоль ВПП аэропорта Кишинева, не предвещал ничего хорошего. Май­ор-кадровик МВД Молдавии озабоченно почесал репу. И было от чего. Какой-то мудак (МудАк = мудрый академик!) продублировал закрытую годом ранее заявку…

Пока я решал извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», Альберт Иванов предложил прошвырнуться в композиторскую Мекку СССР — Одессу-маму, тем паче не­далеко — всего-то около 4 часов на дизеле. Сказано — сделано.

И вот мы уже в гостях у Юрия Марковича Гордиана. Море, пляж, многочасовая прогул­ка по историческому центру «жемчужины у моря» (пока А.Иванов отправился по каким-то своим делам), воспетому Бабелем. Куприным, Ильфом-Петровым и прочими «акулами пера», в компании друга человека породы «дворпинчер» (по определению самого Ю. Гордиана)…

Разумеется, поговорили за жизнь, сверили часы по творческим воззрениям. Они ока­зались весьма близкими. До зарождения полноценного творческого союза оставались считанные недели, тем более, что на первых порах мне не хватало техники, особенно в киперганях.

Кстати, читатель может лицезреть нас на фото, сделанном 5 сентября 1987 г. Только что стартовал фестиваль по композиции в г.Бровары Киевской области, слева направо: Ю.Гордиан, А.Иванов (с хлебом-солью), Ваш покорный слуга. Ну, а в сторонке (Боже, как давно это было!) — Марк Басистый и Анатолий Слесаренко.

Когда А.Иванов вернулся, от нас уже сбежала последняя электричка, то бишь дизель, идти назад по шпалам было далековато, а посему Юрий Маркович определил нас на ночлег к Раинди Миндадзе, известному одесскому решателю и композитору той поры. Пока мы добирались от остановки до дома, где он жил, искали нужный корпус и подъезд, разразилась поистине фееричная южная гроза с не менее фееричным ливнем, а посему в квартиру Р.Миндадзе ввалились два привидения, мокрых до нитки.

Хозяин, главный винодел колхоза имени Карла Либкнехта. справедливо решил, что лучше всего путников согреет собственноручно произведенная мадера за хорошо на­крытым столом. Отличное вино как страстная женщина разгоняет кровь по жилам, вол­нует душу и стимулирует мозг, а мадера вдвойне (ой, не зря ее боготворил известный распутник и государственный деятель Григорий Распутин!). Завязался неторопливый разговор до первых петухов…

… Речь зашла о №1. «Пять вариантов с правильными матами!!» — только и смог выдох­нуть Раинди Миндадзе.

№1. В.Руденко-50 ЮК,1988
1 приз

   #4                                  5+13
Об этой задаче написано не меньше, нежели про пьесу «Ричард Третий» Вильяма на­шего Шекспира, поэтому просто ограничимся решением: 1.Qс3! — 2.Ne5+ Kxd6 3.Nf7+ Kе6 4.Qc8#, 1…g5 2.Qa5+ Kd4 3.Nf5+ Kхс4 4.Bd5#, 1…e5 2.Nb6+ Kxb6 3.Nc8+ Kb5 4.Bс6#(эхо!), 1…Rc1 2.Nxe4+ Kb5 3.Qa5+ Kхс4 4.Qа4#, 1…Bxd6 2.Ne3+ Kb5 3.Bс6+ Kb6 4.Nd5#. К слову, эта задача была уже не первой, стартовым «веником» (к слову, Альбом ФИДЕ 1986-88!) оказалась №2. Здесь и далее приводятся только творения фирмы «Ю.Гор­диан & Е.Фомичев». Фирма же веников не вяжет, а если и вяжет, то только фирменные!

№2.  Ргоbleemblad, 1987
3 приз

   s#3                            13+13
1.Bd1! — 2.Rxe4+ Kxe4 3.Qd4+ Rxd4#, 1…еЗ 2.Qd4+ Ke6 3.Qxd5+ Qxd5#, 1…Nxf2 2.Qfxd5+ Kf4 3.Rxe4#. с трехтактным циклом 2-3 ходов белых АВ-ВС-СА, еще 1…Kf4 2.fg3+. «Действительно, свежий и сложный механизм циклического чередования ходов белых» (Ю.Гордиан).

Да-да, не удивляйтесь — 30 лет назад трехвариантные циклы в s#3 выглядели откро­вением, а рожденный 3 годами ранее первый 5-тактный такой шахматный «двигатель внутреннего исгорания» (М.Kеllег. Die Schwalbe, 1984, III приз) и вовсе казался подарком внеземной цивилизации. В наши же дни А.Селиванову (Z.Gavrilovski-50JT, 2018,1 приз) удался рекордный 6-вариантный цикл-апгрейд известной схемы!

№3.  БАЗу-50ЮК, 1992
2 приз

   s#3                             11+13
№3 отмечена призом в первом конкурсе составления, организованном неутомимым A.Селивановым в честь 50-летия Богословского алюминиевого завода. И тоже с циклом АВ-ВС-СА: 1.Sg8! (отдавая f7!) — 2.Qxf5+ Bxf5 3.Bd5+, 1…ef2 2.Bd5+ Kxd5 3.Qе4+, 1…fe4 2.Qxe4+ Kf7+ 3.Qf5+. Дополнительно 1…d5 2.Qe5+ Kf7 З.Qе7+, 1…Kf7 2.g6+ Ke6 3.Re8+.

B те годы я много внимания уделял «шахматному импрессиониз­му», как называл чешскую школу незабвенный А.Грин, и это нашло отражение в нашем творчестве, а также в содержании моих докладов на Всесоюзных фестивалях. Забавный случай произошел на упомянутом выше фестивале в Броварах. Перед моим выступлением мы — фирма «ЮГ+ЕФ» и инструктор местного шахматного клуба — загля­нули в его кондейку за фигурами к демонстрационным шахматам. На 2 комплекта прихо­дилась. .. одна-единственная белая пешка! Что делать? Главный организатор фестиваля B.Арчаков испарился по-английски, то бишь не прощаясь, а вместе с ним дематериали­зовался и харьковчанин А.Мочалкин. Инструктор был в ужасе. Но Юрий Маркович спас его от инфаркта короткой фразой: «Ему хватит!» Действительно, единственной белой пешки на 2 комплекта фигур мне хватило, ибо мой доклад был посвящен новочешским задачам. Из этой же «оперы» и второе трио «веников.

№4. Шахматы в СССР, 1988
2-3 почетный отзыв

   #4                                    5+9
№4 — с каноническим белым материалом Ф+С+2К, чеканным тройным эхо в центре доски, 4-м правильным матом сверх программы и «вишенкой на торте» — эффектной ти­хой жертвой 3.Nс7!: 1.Qf2!-2.NсЗ+ Kхе53.Qе3+ Kd6.Nb5#,1.fе5 2.Nf6 Kd3 3.Bа6+ KсЗ 4.Nd5#, 1…Kхе5 2.QеЗ+ Kd6 3.Nс7! NсЗ 4.Nе8#, 2…Kf53.Nе7+! Nхе7 4.Qе4#. Увы, судил приверженец принципа «кривого ружья» А.Спирин и задача получила неприлично низкое отличие…

№5. А.Копнин-70 ЮК, 1989
2 приз

   #3                                  5+11
№5 содержит редкостное хамелеонное эхо с превращением белой пешки в коней на соседних полях, а в третьем варианте она матует сама в образе новоявленной королевы Золушки: 1.Rf8! Kb7 2.d8Q+ (угроза) Qс7 З.Qхd5#, 1…Rа8 2.d8N+ Kхс8 3.Qb7#, 1…Rхс8 2.dcN+ Kb8 3.Qа7#. И этой задаче поначалу не повезло – судивший треххо­довки Ю.Фокин отвалил ей аж… последний похвальный отзыв. Юбиляр искренне возму­тился и попросил оценить №5 объективно, что и было сделано. Спустя несколько лет у трехходовки-победительницы Г.Игнатенко был найден полный предшественник, так что №5 является чистым победителем ЮК-70 А.Г.Копнина. Установить истину никогда не поздно!

№6. Sachove Umeni, 1988
3 приз

   #3                                   5+9
№6 мы «сообразили на троих» с Анатолием Слесаренко. Здесь по жертве тяжелой фигуры (2 на одном поле d4), по правильному мату – каждому! 1.Qс5! — 2.Qd4+! Nхd4 3.Bd2#, 1…Nхh6 2.Rd4! Nxd4 3.Qa5#, 1…NgеЗ 2.Rd3+! Kхd3 З.QхеЗ#.

Но не только правильными матами жив наш союз.

№7. Schakend Nederland, 1988
2-3 поч.отз.

   #3vv                              10+9
№7 в духе новонемецкой (логической) школы. Главные планы 1.е7 и 2.е5 опровергают­ся шахами развязанных черных фигур – 1..Bf4+!, 1…Nf3+! Предварительный маневр 1.f2-f4! (злые языки утверждают, что «старший мастер» О.Бендер начал свой легендар­ный сеанс в Нью-Васюках именно так) — 2.f5 (fg5) приводит к блокированиям — обыч­ному и en passant — и тематические развязывания проходят: 1…gf4 2.е7! — З.е8N#, 1… gf3 2.e5! — 3.R6h7#, вторая пара по М.Адабашеву: 1…Nc5 2.Qxc7+, 1…Sa5 2.Bxd4+.

Задача явно опередила свое время. Кстати, именно в 80-е В.Руденко предложил и начал претворять в жизнь «синтез М.Адабашева». Как популярна эта концепция сегодня!

№8. Уральские сказы, 1991
1 приз

   h#3*                                5+5
Скажите – кто из композиторов молодого и среднего поколения (конечно, по стажу составления!) не «изобрел велосипед» №8? Вначале 1….Rg1 2.Rg2 Ng6+ 3.KgЗ Rхg2#. Black to play! 1.Nf2! Bh1 2.Bg2 Nd5+ 3.Kf3 Bxg2#. А здесь третьим был Андрей Лобусов, предложивший форму блока. 10 персонажей, по нынешнему фигуроисчислению гравюра.  

№9. Всероссийский конкурс, 1991
1 приз

   s#3                             12+14
Новаторский характер носит и №9, где, видимо, впервые в самомате осознанно проведен механизм положения на матующем ходу черных — крест ладьи: 1.сЗ! — 2.QхеЗ+ Kе5 3.Qf4+ Rxf4#, 1…е5 2.Ne6+ Nxe6 3.Qxe3+ RхеЗ#, 1…Rbxd4 BхеЗ+ Kе5 3.cd4+ Rxd4#, 1…Nh3 2.Ng6+ Kg5 3.Qе5+ Rxe5#.

Эта задача попала сразу в несколько соревнований по очному решению, как и многие другие «веники» нашей фирмы, что свидетельствует об определенной общественной ценности нашего творчества. Например, №10 фигурировала в еще «тепленьком» чем­пионате Соединенного Королевства 23 февраля с.г.

№10.  Мемориал З.Бирнова, 1989
1-2 приз

   #3                                 8+11
Тематические варианты 1.Qа2! — 2.Bd4+ Kхd5 З.NеЗ#, 1…Qс4 2.Bd6+ Kхd5 3.Nf4#1…Rхе5 2.Rс6+ Kхd5 3.Nb4#, 1…Nе6 2.Bd6+ Kxd5 3.NеЗ#, с квартетом правильных матов со связкой чер­ного ферзя дополнены техническими: 1…Kхd5 2.QхbЗ+, 1…Qхd5 2.QаЗ+.

Надо иметь талант (тем паче, что задача в Альбоме ФИДЕ 1989-91!), чтобы потерять очки. Но мультичемпион мира по решению Петр Мурдзя такой талант имел и «посеял» аж целое очко. И вообще он был не похож на себя, занял непривычное 8-е место, прои­грав даже тем, кого рвал, как Тузик грелку.

То ли у Петра затянулось празднование «дня варенья» 20 февраля, толи он познавал ночной Итон, как в 2010-м изучал ночную Москву в компании В.Гурова и О.Первакова со всеми вытекающими из этого последствиями.

№11 пока еще никто не решал, но она, как и предыдущая, «чешка». Помнится, А.Грин, комментируя задачу чешского короля М.Гавела, написал: «Чешские мастера любили пококетничать своим мастерством составления.»

№11.  Шахматная композиция, 1992
1 приз

   #4                                  6+10
 Белая пешка, казалось бы, обречен­ная выполнять техническую функцию, активно участвует во всех правильных матах». В «яблочко»! 1.Qа5!-2.Qхb4+ Kе3 3.Nd1+ Kf3 4.Be2#, 1…c5 2.Qа2+ KеЗ 3.Nd5+ Kf3 4.Be4# (эхо!), 1…Kе3 2.Qc5+ Kxf4 З.Bе4! — 4.Qc1#.

Увы, на дальнейший процесс творчества повлияли негативные процессы на простран­стве бывшего СССР, прежде всего связанные с первоначальным накоплением капитала. Музы молчат не только тогда, когда гремят пушки, но и когда шелестят купюры… Многим из творцов шахматной красоты пришлось выживать не только материально, но и физически. Когда, наконец, рассеялся дым, процесс составления возобновился, но уже не с такой интенсивностью, хотя по-прежнему фирма веников не вяжет, а если и вяжет, то только фирменные.

№12.  StrateGems, 2000
Спецприз

   s#6                              10+13
№12 – наиболее гармоничный механизм трехкратной жерт­вы ферзя с извлечением черного короля под трехкратное образование белых батарей: 1.d8N! — 2.Qxd5+! Kxd5 3.Rd7+ Kc4 4.Nd6+ Kd5 5.Ne4+ Kc4 6.Nd2+ Rd2#, 1…cb4 2.Qc5+! Kхс5 3.Rc7+ Kd4 4.Nc6+ Kc5 5.Nxb4+ Kd4 6.Nc2+ Rc2#, 1…c42.Qхе5+! Kxe5 3.Re7+ Kd4 4.Ne6+ Ke5 5.Nxf4+ Kd4 6.Ne2+ Re2#.

Конечно, можно сразу поставить лошадь на d8, а ферзилу переместить на b8 с 1.Qd6, но как неэстетичен вы­лезший из берлоги отощавший весенний медведь…

Ну, а тринадцатая (мое любимое число, да и сам я родился в пятницу тринадцатого!) выиграла приз в юбилее тог­дашнего патриарха одесской и украинской композиции. Титул этот теперь унаспедовал Юрий Маркович.

№13. Н.Резвов-80 ЮК, 2002,
3 приз

   #4                                 7+10
1.Nd2! -2.Nb3 Bхс6+З.Nхс6, 1…Nd5 2.Qg4+ Kхе5 З.Kf7! f3(3…Bd5+?)4.Qе4#, 1…Bd5 2.Qg6+ Kхе5 3.Kхе7! Nе4 (3…Nd5+?) 4.Nf3#. Обструкция, используемая не сразу, с двукратным перекрытием черного слона.

Все, что не случается, к лучшему. Молдованом в том далеком году я так и не стал, зато долгие годы получаю массу удовольствия от совместного твор­чества, да и просто от общения с таким замечательным человеком, как Юрий Маркович Гордиан.