В недавно вышедшем №2(60) «Проблемисте Украины» помещена статья Евгения Фомичева о нашей совместной с ним работе на ниве шахматной композиции. Я был заранее ознакомлен с этой статьей, и именно она подтолкнула меня на написание нескольких статей о других моих соавторах. Эти статьи были ранее помещены на блоге.
Евгений Фомичев, почти международный гроссмейстер
КАК Я НЕ СТАЛ МОЛДОВАНОМ
Июнь 1987-го. Мне, выпускнику химфака нижегородского политеха, пора покидать alma mater. У меня — 4-й средний балл по курсу, выше только у девчонок-зубрил, (а кому они нужны?), и. соответственно, у моих ног по распределению (выбирай — не хочу!) — весь бывший Союз, включая «солнечный» Магадан.
Но лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме, а посему для адепта шахматной композиции более притягательными казались Вильнюс (Е.Леун), Днепропетровск (В.Руденко), Кишинев (А.Иванов). В конце концов размер зарплаты взял верх и я направился в самый южный город священной триады, где предстояло работать на аттестованной должности в криминалистической лаборатории МВД Молдавии.
Увы, почетный караул из сусликов, оглушенных ревом двигателей самолета и вытянувшихся по струнке вдоль ВПП аэропорта Кишинева, не предвещал ничего хорошего. Майор-кадровик МВД Молдавии озабоченно почесал репу. И было от чего. Какой-то мудак (МудАк = мудрый академик!) продублировал закрытую годом ранее заявку…
Пока я решал извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», Альберт Иванов предложил прошвырнуться в композиторскую Мекку СССР — Одессу-маму, тем паче недалеко — всего-то около 4 часов на дизеле. Сказано — сделано.
И вот мы уже в гостях у Юрия Марковича Гордиана. Море, пляж, многочасовая прогулка по историческому центру «жемчужины у моря» (пока А.Иванов отправился по каким-то своим делам), воспетому Бабелем. Куприным, Ильфом-Петровым и прочими «акулами пера», в компании друга человека породы «дворпинчер» (по определению самого Ю. Гордиана)…
Разумеется, поговорили за жизнь, сверили часы по творческим воззрениям. Они оказались весьма близкими. До зарождения полноценного творческого союза оставались считанные недели, тем более, что на первых порах мне не хватало техники, особенно в киперганях.
Кстати, читатель может лицезреть нас на фото, сделанном 5 сентября 1987 г. Только что стартовал фестиваль по композиции в г.Бровары Киевской области, слева направо: Ю.Гордиан, А.Иванов (с хлебом-солью), Ваш покорный слуга. Ну, а в сторонке (Боже, как давно это было!) — Марк Басистый и Анатолий Слесаренко.
Когда А.Иванов вернулся, от нас уже сбежала последняя электричка, то бишь дизель, идти назад по шпалам было далековато, а посему Юрий Маркович определил нас на ночлег к Раинди Миндадзе, известному одесскому решателю и композитору той поры. Пока мы добирались от остановки до дома, где он жил, искали нужный корпус и подъезд, разразилась поистине фееричная южная гроза с не менее фееричным ливнем, а посему в квартиру Р.Миндадзе ввалились два привидения, мокрых до нитки.
Хозяин, главный винодел колхоза имени Карла Либкнехта. справедливо решил, что лучше всего путников согреет собственноручно произведенная мадера за хорошо накрытым столом. Отличное вино как страстная женщина разгоняет кровь по жилам, волнует душу и стимулирует мозг, а мадера вдвойне (ой, не зря ее боготворил известный распутник и государственный деятель Григорий Распутин!). Завязался неторопливый разговор до первых петухов…
… Речь зашла о №1. «Пять вариантов с правильными матами!!» — только и смог выдохнуть Раинди Миндадзе.
№1. В.Руденко-50 ЮК,1988
1 приз
#4 5+13
Об этой задаче написано не меньше, нежели про пьесу «Ричард Третий» Вильяма нашего Шекспира, поэтому просто ограничимся решением: 1.Qс3! — 2.Ne5+ Kxd6 3.Nf7+ Kе6 4.Qc8#, 1…g5 2.Qa5+ Kd4 3.Nf5+ Kхс4 4.Bd5#, 1…e5 2.Nb6+ Kxb6 3.Nc8+ Kb5 4.Bс6#(эхо!), 1…Rc1 2.Nxe4+ Kb5 3.Qa5+ Kхс4 4.Qа4#, 1…Bxd6 2.Ne3+ Kb5 3.Bс6+ Kb6 4.Nd5#. К слову, эта задача была уже не первой, стартовым «веником» (к слову, Альбом ФИДЕ 1986-88!) оказалась №2. Здесь и далее приводятся только творения фирмы «Ю.Гордиан & Е.Фомичев». Фирма же веников не вяжет, а если и вяжет, то только фирменные!
№2. Ргоbleemblad, 1987
3 приз
s#3 13+13
1.Bd1! — 2.Rxe4+ Kxe4 3.Qd4+ Rxd4#, 1…еЗ 2.Qd4+ Ke6 3.Qxd5+ Qxd5#, 1…Nxf2 2.Qfxd5+ Kf4 3.Rxe4#. с трехтактным циклом 2-3 ходов белых АВ-ВС-СА, еще 1…Kf4 2.fg3+. «Действительно, свежий и сложный механизм циклического чередования ходов белых» (Ю.Гордиан).
Да-да, не удивляйтесь — 30 лет назад трехвариантные циклы в s#3 выглядели откровением, а рожденный 3 годами ранее первый 5-тактный такой шахматный «двигатель внутреннего исгорания» (М.Kеllег. Die Schwalbe, 1984, III приз) и вовсе казался подарком внеземной цивилизации. В наши же дни А.Селиванову (Z.Gavrilovski-50JT, 2018,1 приз) удался рекордный 6-вариантный цикл-апгрейд известной схемы!
№3. БАЗу-50ЮК, 1992
2 приз
s#3 11+13
№3 отмечена призом в первом конкурсе составления, организованном неутомимым A.Селивановым в честь 50-летия Богословского алюминиевого завода. И тоже с циклом АВ-ВС-СА: 1.Sg8! (отдавая f7!) — 2.Qxf5+ Bxf5 3.Bd5+, 1…ef2 2.Bd5+ Kxd5 3.Qе4+, 1…fe4 2.Qxe4+ Kf7+ 3.Qf5+. Дополнительно 1…d5 2.Qe5+ Kf7 З.Qе7+, 1…Kf7 2.g6+ Ke6 3.Re8+.
B те годы я много внимания уделял «шахматному импрессионизму», как называл чешскую школу незабвенный А.Грин, и это нашло отражение в нашем творчестве, а также в содержании моих докладов на Всесоюзных фестивалях. Забавный случай произошел на упомянутом выше фестивале в Броварах. Перед моим выступлением мы — фирма «ЮГ+ЕФ» и инструктор местного шахматного клуба — заглянули в его кондейку за фигурами к демонстрационным шахматам. На 2 комплекта приходилась. .. одна-единственная белая пешка! Что делать? Главный организатор фестиваля B.Арчаков испарился по-английски, то бишь не прощаясь, а вместе с ним дематериализовался и харьковчанин А.Мочалкин. Инструктор был в ужасе. Но Юрий Маркович спас его от инфаркта короткой фразой: «Ему хватит!» Действительно, единственной белой пешки на 2 комплекта фигур мне хватило, ибо мой доклад был посвящен новочешским задачам. Из этой же «оперы» и второе трио «веников.
№4. Шахматы в СССР, 1988
2-3 почетный отзыв
#4 5+9
№4 — с каноническим белым материалом Ф+С+2К, чеканным тройным эхо в центре доски, 4-м правильным матом сверх программы и «вишенкой на торте» — эффектной тихой жертвой 3.Nс7!: 1.Qf2!-2.NсЗ+ Kхе53.Qе3+ Kd6.Nb5#,1.fе5 2.Nf6 Kd3 3.Bа6+ KсЗ 4.Nd5#, 1…Kхе5 2.QеЗ+ Kd6 3.Nс7! NсЗ 4.Nе8#, 2…Kf53.Nе7+! Nхе7 4.Qе4#. Увы, судил приверженец принципа «кривого ружья» А.Спирин и задача получила неприлично низкое отличие…
№5. А.Копнин-70 ЮК, 1989
2 приз
#3 5+11
№5 содержит редкостное хамелеонное эхо с превращением белой пешки в коней на соседних полях, а в третьем варианте она матует сама в образе новоявленной королевы Золушки: 1.Rf8! Kb7 2.d8Q+ (угроза) Qс7 З.Qхd5#, 1…Rа8 2.d8N+ Kхс8 3.Qb7#, 1…Rхс8 2.dcN+ Kb8 3.Qа7#. И этой задаче поначалу не повезло – судивший трехходовки Ю.Фокин отвалил ей аж… последний похвальный отзыв. Юбиляр искренне возмутился и попросил оценить №5 объективно, что и было сделано. Спустя несколько лет у трехходовки-победительницы Г.Игнатенко был найден полный предшественник, так что №5 является чистым победителем ЮК-70 А.Г.Копнина. Установить истину никогда не поздно!
№6. Sachove Umeni, 1988
3 приз
#3 5+9
№6 мы «сообразили на троих» с Анатолием Слесаренко. Здесь по жертве тяжелой фигуры (2 на одном поле d4), по правильному мату – каждому! 1.Qс5! — 2.Qd4+! Nхd4 3.Bd2#, 1…Nхh6 2.Rd4! Nxd4 3.Qa5#, 1…NgеЗ 2.Rd3+! Kхd3 З.QхеЗ#.
Но не только правильными матами жив наш союз.
№7. Schakend Nederland, 1988
2-3 поч.отз.
#3vv 10+9
№7 в духе новонемецкой (логической) школы. Главные планы 1.е7 и 2.е5 опровергаются шахами развязанных черных фигур – 1..Bf4+!, 1…Nf3+! Предварительный маневр 1.f2-f4! (злые языки утверждают, что «старший мастер» О.Бендер начал свой легендарный сеанс в Нью-Васюках именно так) — 2.f5 (fg5) приводит к блокированиям — обычному и en passant — и тематические развязывания проходят: 1…gf4 2.е7! — З.е8N#, 1… gf3 2.e5! — 3.R6h7#, вторая пара по М.Адабашеву: 1…Nc5 2.Qxc7+, 1…Sa5 2.Bxd4+.
Задача явно опередила свое время. Кстати, именно в 80-е В.Руденко предложил и начал претворять в жизнь «синтез М.Адабашева». Как популярна эта концепция сегодня!
№8. Уральские сказы, 1991
1 приз
h#3* 5+5
Скажите – кто из композиторов молодого и среднего поколения (конечно, по стажу составления!) не «изобрел велосипед» №8? Вначале 1….Rg1 2.Rg2 Ng6+ 3.KgЗ Rхg2#. Black to play! 1.Nf2! Bh1 2.Bg2 Nd5+ 3.Kf3 Bxg2#. А здесь третьим был Андрей Лобусов, предложивший форму блока. 10 персонажей, по нынешнему фигуроисчислению гравюра.
№9. Всероссийский конкурс, 1991
1 приз
s#3 12+14
Новаторский характер носит и №9, где, видимо, впервые в самомате осознанно проведен механизм положения на матующем ходу черных — крест ладьи: 1.сЗ! — 2.QхеЗ+ Kе5 3.Qf4+ Rxf4#, 1…е5 2.Ne6+ Nxe6 3.Qxe3+ RхеЗ#, 1…Rbxd4 BхеЗ+ Kе5 3.cd4+ Rxd4#, 1…Nh3 2.Ng6+ Kg5 3.Qе5+ Rxe5#.
Эта задача попала сразу в несколько соревнований по очному решению, как и многие другие «веники» нашей фирмы, что свидетельствует об определенной общественной ценности нашего творчества. Например, №10 фигурировала в еще «тепленьком» чемпионате Соединенного Королевства 23 февраля с.г.
№10. Мемориал З.Бирнова, 1989
1-2 приз
#3 8+11
Тематические варианты 1.Qа2! — 2.Bd4+ Kхd5 З.NеЗ#, 1…Qс4 2.Bd6+ Kхd5 3.Nf4#1…Rхе5 2.Rс6+ Kхd5 3.Nb4#, 1…Nе6 2.Bd6+ Kxd5 3.NеЗ#, с квартетом правильных матов со связкой черного ферзя дополнены техническими: 1…Kхd5 2.QхbЗ+, 1…Qхd5 2.QаЗ+.
Надо иметь талант (тем паче, что задача в Альбоме ФИДЕ 1989-91!), чтобы потерять очки. Но мультичемпион мира по решению Петр Мурдзя такой талант имел и «посеял» аж целое очко. И вообще он был не похож на себя, занял непривычное 8-е место, проиграв даже тем, кого рвал, как Тузик грелку.
То ли у Петра затянулось празднование «дня варенья» 20 февраля, толи он познавал ночной Итон, как в 2010-м изучал ночную Москву в компании В.Гурова и О.Первакова со всеми вытекающими из этого последствиями.
№11 пока еще никто не решал, но она, как и предыдущая, «чешка». Помнится, А.Грин, комментируя задачу чешского короля М.Гавела, написал: «Чешские мастера любили пококетничать своим мастерством составления.»
№11. Шахматная композиция, 1992
1 приз
#4 6+10
Белая пешка, казалось бы, обреченная выполнять техническую функцию, активно участвует во всех правильных матах». В «яблочко»! 1.Qа5!-2.Qхb4+ Kе3 3.Nd1+ Kf3 4.Be2#, 1…c5 2.Qа2+ KеЗ 3.Nd5+ Kf3 4.Be4# (эхо!), 1…Kе3 2.Qc5+ Kxf4 З.Bе4! — 4.Qc1#.
Увы, на дальнейший процесс творчества повлияли негативные процессы на пространстве бывшего СССР, прежде всего связанные с первоначальным накоплением капитала. Музы молчат не только тогда, когда гремят пушки, но и когда шелестят купюры… Многим из творцов шахматной красоты пришлось выживать не только материально, но и физически. Когда, наконец, рассеялся дым, процесс составления возобновился, но уже не с такой интенсивностью, хотя по-прежнему фирма веников не вяжет, а если и вяжет, то только фирменные.
№12. StrateGems, 2000
Спецприз
s#6 10+13
№12 – наиболее гармоничный механизм трехкратной жертвы ферзя с извлечением черного короля под трехкратное образование белых батарей: 1.d8N! — 2.Qxd5+! Kxd5 3.Rd7+ Kc4 4.Nd6+ Kd5 5.Ne4+ Kc4 6.Nd2+ Rd2#, 1…cb4 2.Qc5+! Kхс5 3.Rc7+ Kd4 4.Nc6+ Kc5 5.Nxb4+ Kd4 6.Nc2+ Rc2#, 1…c42.Qхе5+! Kxe5 3.Re7+ Kd4 4.Ne6+ Ke5 5.Nxf4+ Kd4 6.Ne2+ Re2#.
Конечно, можно сразу поставить лошадь на d8, а ферзилу переместить на b8 с 1.Qd6, но как неэстетичен вылезший из берлоги отощавший весенний медведь…
Ну, а тринадцатая (мое любимое число, да и сам я родился в пятницу тринадцатого!) выиграла приз в юбилее тогдашнего патриарха одесской и украинской композиции. Титул этот теперь унаспедовал Юрий Маркович.
№13. Н.Резвов-80 ЮК, 2002,
3 приз
#4 7+10
1.Nd2! -2.Nb3 Bхс6+З.Nхс6, 1…Nd5 2.Qg4+ Kхе5 З.Kf7! f3(3…Bd5+?)4.Qе4#, 1…Bd5 2.Qg6+ Kхе5 3.Kхе7! Nе4 (3…Nd5+?) 4.Nf3#. Обструкция, используемая не сразу, с двукратным перекрытием черного слона.
Все, что не случается, к лучшему. Молдованом в том далеком году я так и не стал, зато долгие годы получаю массу удовольствия от совместного творчества, да и просто от общения с таким замечательным человеком, как Юрий Маркович Гордиан.