Новая статья Ивана Паскалева, очевидно, не заинтересует опытных проблемистов, но может представить интерес для тех, кто только приобщается к шахматной композиции.
КЛАССИЧЕСКАЯ НАХОДКА
Одной цугцванговой идее уже 162 года. Она интересна, как для проблемистов, так и для шахматистов-практиков – ведь у ее истоков стоял Пол Морфи, а впоследствии к ней обращался и Макс Эйве.
№1
П.Морфи
The New York Clipper, 1856
#2 3+4
Решение:1.Ra6! zz, 1…ba6 2.b6#, 1…B~ 2.R:a7#.
Двухходовка Т.Брауна (№2) представляет ее централизованный вариант:
№2
Т.Браун
The Albion, 1860
#2 5+6
1.Qe4! zz, 1…de 2.Rd2#, 1…fe 2.Rf6#, 1…d4 2.Qc6#, 1…c3 2.Qb4#, 1…S~ 2.Q:e5#, 1…f4 2.Qg6#.
В то время авторов волновали самые элементарные замыслы: жертвы фигур, засады, цугцванговые мотивы. Нет, однако, сомнения, что это может нравиться и современному решателю.
Следующее идейное достижение принадлежит Л.Куббелю (№3).
№3
Л.Куббель
Bohemia, 1907.
#2 4+5
1.Qc6! zz, 1…bc 2.Rb8#, 1…ab 2.Qa4# (возврат на исходное поле),1…a5 2.Ra6# — эти варианты заканчиваются правильными матами, 1…Bd7 2.Qb7#, 1…cb 2.Qc8#.
Пятый чемпион мира Макс Эйве также обращался к этой идее (№4).
№4
Макс Эйве
Kikeriki, 1927
#2 3+5
1.Qd6! zz, 1…cd 2.Rc1#, 1…c6 2.Qb8#, 1…b5 2.Qa6#, 1…R~ 2.Qd7#.
В базе Д.Туревского эта задача без черной пешки b6, поэтому она построена на угрозу. Данная же позиция с пешкой b6 взята из книги Я.Владимирова «1000 приключений на шахматной доске». Возможно, что Яков Георгиевич добавил ее для введения цугцванга, что, конечно, интереснее.
И в дальнейшем к этой идее продолжают обращаться новые проблемисты. В следующей позиции ее соавторы нашли возможность расширить содержание задачи М.Эйве (№5).
№5
И.Ляпунов, В.Фишман
Schach, 1961
#2 3+4
b) Qh2 -> h3; c) Rd1 -> h3
a) 1.Qd6! — 2.Qa6#, 1…c6 2.Qb8#, 1…cd6 2.Rc1#, 1…R~ 2.Q:d7#
b) 1.Rd6! zz, 1…c6(5) 2.R:c6#, 1…cd6 2.Qc3#, 1…R~ 2.Q:d7#
с) 1.Rh8! zz, 1…d6(5) 2.Qh3#, 1…c6(5) 2.Qb8#, 1…R:h8 2.Q:h8#, 1…Rd8~ 2.R:R#.
Иван Стороженко показал, что возможности позиции еще не были исчерпаны.
№6
И.Стороженко
МК В.Брон,1986
3rd-5th Comm.
#2 3+4
b) Rh4 -> e4; c) из b) Qh3 -> h4
а) 1.Qe6? (2.Qb6#), 1…Rh8 2.R:h8#, 1…Rg8 2.Q:g8#, 1…de6 2.Rd4#, 1…d6 2.Qc8#, 1…d5 2.Q:d5#/Qc8#, 1…Rf8!
1.Rh8! zz, 1…R:h8 2.Q:h8#, 1…Rg8 2.R:g8#, 1…Rf8 2.R:f8#, 1…e6/e5 2.Qh4#, 1…d6/d5 2.Qc8#.
b) Qe6! — 2.Qb6#, 1…d6 2.Qc8#, 1…de6 2.Rd4#, 1…R~ 2.Q:e7#.
c) 1.Qg5? — 2.Qa5#, 1…d5 2.Q:d5#, 1…R~ 2.Q:e7#, 1…d6!
1.Re6 ! zz,, 1…d5 2.Rd6#, 1…d6 2.R:d6#, 1…de6 2.Qd4#, 1…R~ 2.Q:e7#.
И еще несколько примеров реализации идеи.
№7
А.Дыскин
«64», 1926
#2 4+7
1.Ba6! zz, 1…d4 2.Qg8# , 1…b5(b6) 2.Nc6# , 1…ba6 2.Qb3# , 1…c5(c6) 2.Nh2#.
№8
Е.Марков
The Problemist, 2003
#2 3+6
1.Rd6! zz, 1…R~ 2.Q:d7#, 1…ed6 2.Qe2#, 1…e6/e5 2.R:e6#, 1…c4 2.Qh5#.
Как видеться, импровизация по темы классического наследия все еще находит своих последователей.
Иван Паскалев,
Болгария, г.Стара Загора