ЮК Владислав Тарасюк-50
(предварительные итоги)
В моем юбилейном конкурсе приняли участие 49 авторов из 19 стран: Австрия: Peter S.Krug; Азербайджан: Ильгам Алиев; Аргентина: Mario G.Garcia; Армения: Алексей Гаспарян; Германия: Martin Minski, Michael Prusikin; Голландия: Harold van der Heijden, Jan Timman; Грузия: Давид Гургенидзе; Дания: Steffen S.Nielsen; Израиль: Yochanan Afek, Gady Costeff; Испания: Luis M.Gonzalez; Италия: Daniele Gatti, Jan Sprenger; Монголия: Bizya Buyannemekh; Норвегия: Jari Ulrichsen; Россия: Павел Арестов, Юрий Базлов, Михаил Громов, Валерий Калашников, Владимир Кацнельсон, Леонард Кацнельсон, Пётр Кирьяков, Олег Перваков, Алексей Попов, Григорий Попов, Николай Рябинин, Анатолий Скрипник, Алексей Сочнев, Александр Ставриецкий; Румыния: Arpad Rusz; Сербия: Branislav Djurasevic, Darko Hlebec; Словакия: Lubos Kekely, Michal Hlinka, Daniel Novomesky; Украина: Анатолий Безгодков, Александр Дашковский, Сергей Дидух, Михаил Зинар, Иван Малый, Николай Мироненко, Михаил Пасталака, Владимир Самило, Леонид Топко, Игорь Ярмонов; Франция: Daniel Keith, Alain Pallier.
Авторы прислали 62 этюда, созданные в стиле, характерном для своего творчества, разных как по содержанию – от классики до задачной тематики, так и по форме – от миниатюры до гротеска. К сожалению, несколько хороших по идее произведений, которые могли бы усилить конкурс, оказались с дефектами разного характера, о которых заранее было сообщено авторам работ.
Я хотел бы поблагодарить всех его участников за поздравления с юбилейной датой и добрые пожелания. Необходимая ремарка: в конкурсе были отмечены этюды, которые в той или иной мере отражают творческие предпочтения юбиляра. Считая все стили и направления в этюдном творчестве равноценными, я выделил пять победителей турнира, присудив им, первые пять призов — на равных! Главные персонажи из этой этюдной пятёрки представлены в моём рисунке-посвящении ко всем участникам моего юбилейного турнира.
1-5 приз (на равных)С.Дидух «Плевок Динозавра»
Трудно удержаться от улыбки, ознакомившись с этим этюдом. Автор поздравил юбиляра с неожиданным изобразительным сюжетом, подчеркнув: «50 Тебе – Динозавр уже!»
Чёрные ничего не могут сделать против забаррикадировавшегося белого короля.
«Поле с3 – важная точка на теле динозавра. С этого поля матуют белый конь и черный слон, а белый король получает здесь мат от превращенного коня» (автор).
В очень оригинальном изобразительном этюде показана не частая идея неотвратимого пата. Смотрите, например, работу R.Skuja, (Schach, 1976), но и как в других примерах, без должной игры, что очень важно. А вот автору удалось в процессе шахматной борьбы прийти к неожиданному пату (нужно обладать особой дальнозоркостью, чтобы увидеть спасение на патовом поле е1), а заодно посмеяться с современного шахматного правила «мёртвой ничьей». Так, если после 5.Cc3+! чёрные возьмут коня, то тогда следующий ход будет нелегальным, потому что на доске уже неизбежная ничья. В некоторых турнирах за нелегальный ход засчитывают поражение… В самом этюде также выделяется первый ход белых 1.Ih4!!, который выполняет и этюдную тему нового 19 командного первенства Украины: белые вместо взятия незащищённой фигуры чёрных жертвуют свою фигуру. Примечательно, что в конце игры белый король, оказавшийся «в неволе», обрадовался своему слону-соседу – теперь они сами могут сыграть в шахматы!..
1-5 приз (на равных)
G.Costeff
В напряжённой позиции чёрные сохраняют шансы на спасение ввиду угрозы шахов, отрезанному от своих сил белому королю.
Запоминающийся этюд с самым красивым в конкурсе ходом 5.Gh1!! Нельзя без улыбки смотреть, как обе стороны последовательно обезьянничают, успевая в процессе решения взаимно сдваивать свои ладьи (тема Бруннера-Тертона). Сама идея, задуманная автором, не такая простая для воплощения, даже для задачи. Работа смотрится чудесно от начала до конца и очень впечатляет! Браво!
1-5 приз (на равных)
М.Громов, О.Перваков
Один из редких этюдов последнего времени, в котором авторы отдали дань классической тематике – доминации лёгких фигур над ладьёй. Однако, путь белых к достижению цели, совсем не классический!..
Оказывается, что и в классическом материале с перепаханной вдоль и поперёк идеей доминации (сравните давний этюд одного из соавторов – М.Громов, Шахматы в СССР, 1987) можно найти оригинальное и интересное. В течение всей игры взята лишь одна пешка, после чего наступает материальное равенство. Белые искусно используют малейшие слабости у чёрных, причём обе стороны проявляют максимум изобретательности (эхо-построения, неожиданные отступления: 7.Cg5!!, 8.Ec6!!, 11.Ce5!! и возвраты), что производит отличное впечатление. Гроссмейстерское произведение!
1-5 приз (на равных)
M.Minski, S.Nielsen
Позиция обещает обоюдоострую, темпераментную борьбу и эти ожидания оправдываются!..
Бесспорно, очень яркая и просто изящная, композиция с вечнозелёной идеей охоты на короля, борьба в которой идёт, как бы, на одном дыхании. В этюде до предела использованы свойства фигур и осуществлено их гармоничное взаимодействие. Остроумная борьба (с пуантами 9.Ed6+!! и 11.Id6+!! и контржертвами обеих чёрных ладей), которая с каждым ходом становится всё горячее и вдохновеннее, завершается неожиданным матовым финалом. Очень здорово!
1-5 приз (на равных)
Г.Попов
«Обжорный ряд чёрных захвачен обжорным рядом белых!» (гениальная фраза автора). Но радоваться белым рано — у чёрных страшная угроза.
Рекордный этюд, отвечающий всем требованиям художественности. Увлечение рекордами в разное время увлекало шахматных композиторов — во всех жанрах есть композиции со всеми белыми пешками на предпоследней горизонтали, но до сих пор не было этюда с 8-ю превращениями в ферзей. Автор работы задался целью побить этот рекорд, и это ему в полной мере удалось. Радует, что в работе всё исполнено технично, а сама игра, в том числе с многочисленными жертвами превращённых белых королев, развёртывается на всём пространстве доски. Тасковый шедевр!
6 приз
И.Ярмонов
У чёрных, две лишних пешки, но белым удаётся использовать скученность неприятельских фигур в углу доски и даже выиграть.
В виртуозном этюде международного мастера по практической игре, прежде всего, импонирует экономичность сил, при помощи которых построена работа. В естественной начальной позиции, ни одна из белых фигур не занимает угрожающей позиции и не обладает возможностью увеличить свою мощь, и тем не менее, этих сил оказывается достаточно для достижения победы. Чёткая графика борьбы фигур и «эхо» в финале оставляют от этюда очень хорошее впечатление.
7 приз
А.Сочнев
Белые оказались в непростом положении: чёрные грозят превратить пешек в ферзей и тогда их материальный перевес станет очевидным.
Интересный логический этюд (в стиле автора) с королевским выбором-предвидением на 6-ом ходу. Реализация идеи выражена, в приятном судье-юбиляру, легко-фигурном материале, с примером умелого использования мотивов взаимного цугцванга. Правда, сам цугцванг не так тонок и красив, как предыдущая игра.
Спецприз (на равных)
М.Зинар
Пешечный этюд, в котором первой мишенью белых на пути их к победе — есть пешка d3…
«Своеобразный рекорд: 10 точных «треугольников» короля! У того же Блаты есть много этюдо-задач с многочисленными «треугольниками», но у него маневр дуальный, а здесь точный» (автор).
Специальный приз – за рекордный замысел. Длинное решение может отбить всякое желание решить этюд самостоятельно. Но всё проще, чем кажется. Важно найти лишь «основное звено», ухватившись за которое, легко вытянуть всю цель. В этом несложном, но любопытном этюде – это систематически повторяемый белыми классический треугольник короля — всего 10 (!) раз, — ради выигрыша одного темпа. И немного математики: в решении 33 хода, плюс 17 фигур в начальной позиции, в конечном итоге, имеем круглую, для судьи-юбиляра, цифру 50!
Спецприз (на равных)
Ю.Базлов
Третий правильный мат, теперь в центре доски с двумя активными блокированиями конями полей вблизи своего короля».
«Финальная позиция чем-то напоминает первоначальную расстановку фигур на вертикали «с». Но там на с7 стоит другая ладья, а пешки и король белых находятся на ряд ниже. Благодаря этим удивительным метаморфозам и доминации ладьи над обоими конями чёрных, белые достигают своей цели» (автор).
Специальный приз — за удачную переработку яркого финала и мастер-класс для составителей в работе с наследием. Матовая картинка в этюде С.Каминера, (Ленинградская правда,1927) послужила основой для этой работы, в которой автор сумел развить вступительную игру и заставить все фигуры (в том числе и обоих королей) занять свои места в процессе решения. Ещё удивительна связь первого (1.Gc7-a7) и последнего хода белых (10.Ga7-c7) – двух маневров ухода-прихода на поле с7, оригинально выполненных вместе двумя ладьями!
Спецприз (на равных)
В.Самило
Соотношение сил – одно из самых типичных для практического эндшпиля.
Специальный приз – за миниатюру с интересными ложными следами, которые подчёркивают основное решение: в процессе игры король и ладья белых (пуанты 1.Ge5! и 3.Ka7!), чтобы достичь победы, согласованно пересекают всю доску, искусно обходя минированные поля. Сам этюд составлен в классическом стиле, к которому всегда в своём творчестве стремится автор.
1 почётный отзыв
Y.Afek, H. van der Heijden, M.Minski
Активная позиция чёрного короля уравновешивает недостатки материала.
Красивый и поучительный этюд (пуанта 6.Gh8+!!) с хорошим взаимодействием фигур обеих сторон и любопытной борьбой чёрных против проходных белых завершается неожиданным превращением одной из них в ладью (феникс). Напряжённое сражение до конца требует от обеих сторон максимальной точности. Снижает впечатление неактивный белый король.
2 почётный отзыв
П.Арестов, S.Nielsen
При ничейном соотношении сил, главное оружие белых – инициатива!
Приятная работа с тонкой и изобретательной игрой (с взаимными предварительными шахами ладей обеих сторон), и милой изюминкой 7.Bf6!! в конце поединка. И всё же, уход пешечного материала в начале игры не украшает вступление.
3 почётный отзыв
А.Ставриецкий
В наэлектризованной позиции белые спасаются замечательной идеей – шаховать!..
Очередной интересный этюд автора, на этот раз, с логическими мотивами, в котором после ряда взаимных жертв фигур во вступлении, напряжение борьбы не спадает до конца и заканчивается вечным преследованием белого слона, несмотря на большое материальное преимущество чёрных.
4 почётный отзыв
И.Малый
Одна из белых пешек, бесспорно, превратится в ферзя, но какая?!
Белые умело используют свой пешечный материал, правильно во вступлении, превратив нужную пешку в ферзи. А предварительный шах конём 10.Cc4+! и небольшая «змейка» короля в финале – залог полного успеха белых.
Спец. почётный отзыв (на равных)
A.Rusz
Чёрные пешки неминуемо проходят в ферзи, но не спешите сдаваться!..
Запоминающаяся работа с «модной», в настоящее время, идеей SaCdwich. Несмотря на то, что она уже известна, всё-таки, эта идея выражена у автора очень масштабно, весело и весьма привлекательно. Сравните, например, «патент» из этюда A.JasiK, (5th UAPA, 2017) с «бутербродом» из трёх ферзей.
Спец. почётный отзыв (на равных)
Ю.Базлов
Не видно, как белые могут победить, но понятно, что все их надежды – на пешку b6.
Экономная реализация маневра короля в угол доски в малофигурном ферзево-пешечном эндшпиле. Усиливает содержание работы ложный след 3.Ie8+? со спасительным финтом чёрного короля в противоположном углу, а также тема «ушёл-пришёл-вернулся» в исполнении белого ферзя (первый и последний ходы в решении Ia2+). Хороший учебный пример для шахматистов-практиков.
Спец. почётный отзыв (на равных)
С.Дидух
На доске полное материальное равенство…
Элегантный пример обогащения известной идеи. В начале решения, трудно поверить, что игра, после неожиданной жертвы ферзя 2.Ic2+!!, закончится построением матовой клетки чёрному королю с активным участием белого визави. К идее из A.Zidek (Freie Presse, 1988) и G.Breukelen, (Schakend Nederland, 1990) автору удалось развить вступление (уже без технических фигур) с логическим выбором белых на 5-ом ходу, с добавлением трёх последовательных вилочных удара тремя разными фигурами: ферзём, слоном и конём.
Похвальный отзыв (на равных)
А.Безгодков, С.Дидух
Единственный шанс на спасение у белых – использовать плохое расположение чёрного короля.
Авторам удалось связать в одном этюде три разных пата, встречавшихся в этюдах С.Белоконя, (9 ком.чемпионат СССР, 1975) и А.Безгодкова, (МК А.Малышко-105, 2017).
Похвальный отзыв (на равных)
B.Buyannemekh, M.G.Garcia, P.Krug
Чёрные грозят продвижением пешек на обоих флангах: если чёрную пешку g2 задержать легко, то вторую можно остановить, лишь ценой материальных потерь.
Этюд на популярную в 20-30 годы прошлого века тему превращения одной и той же пешки в слабые фигуры. Подобный сюжет не нов, например, представлен в этюде Л.Куббеля, (Magyar Sakkvilag, 1928).
Похвальный отзыв (на равных)
D.Keith
На первый взгляд не видно, как беспрепятственно провести пешку d к полю превращения.
Этюд со слабым превращением и классическим сюжетом «Не пат, а мат!» Финальная схема известна по некорректной работе Ю.Дорогова (Szachy, 1982).
Похвальный отзыв (на равных)
А.Дашковский
Белым медлить нельзя, и их план ясен — атака на неприятельского короля!
Используя неудачное положение ферзя и короля чёрных, серией шахов по диагоналям и вертикалям белые достигают поставленной цели.
Владислав ТАРАСЮК,
международный арбитр ФИДЕ