Этюды 2015-2016

Скачать PGN

Раздел этюдов (2015-2016)

Открыть »

В конкурсе журнала «Проблемист Украины» за 2015-2016 годы участвовало 42 работы, 16 авторов из 10 стран, в том числе этюды из статей М.Зинара “Ветка Эйлазяна” («ПУ» №1(47), 2016).

Прежде всего, мною оценивались содержательность игры и её новизна (оригинальность), а затем – способ выражения идеи этюда, т.е. насколько глубоко раскрыты возможности позиции. При этом предпочтение было отдано этюдам с масштабной игрой, где используется всё пространство шахматной доски. Отобранные для отличий работы, так или иначе, отражают творческие взгляды судьи.

К сожалению, к ряду опубликованных этюдов есть различные претензии.

Большинство среди 19-ти(!) этюдов Михаила Зинара из его статьи  – небольшие этюдные эскизы, причем их оригинальность ограничена тематической вступительной игрой. Например, в этюде I.Saren, (FIDE ty, 1967) игра после 6-го хода приводит к этюду №1 из статьи (после 2-го хода). К  другим работам также есть частичные предшественники или в них есть дуали: в №18, в одном из вариантов, можно 6.b4+, с выигрышем, вместо 6.b7; а в №19 можно выиграть  и после 7.Iа8+, кроме 7.Ib7+.

Работа Валерия Копыла, Владимира Погорелова (а2-а4) повторяет этюд Ф.Симховича, («64», 1940), к которому соавторы нашли 4-ходовое вступление с уходом чёрного коня и трёх пешек…

Из пяти совместных этюдов Michal Hlinka и Lubos Keely, отмечен лишь один. Остальные  работы заслуживают на другую более интересную (не разменную) вступительную игру. А вот этюд (е4-е6) чересчур компьютерный — то, что понятно компьютеру (в соотношении двух ладей против ферзя и коня целых 17 ходов) — не всегда доступно  человеку.

В этюде Marco Campioli (d1-с3) удлинение игры (первые пять ходов) не связано с содержанием. Но особенно нелогична концовка: чёрные, имея большой материальный перевес, в конце игры, почему-то, вынуждены сами спасаться вечным шахом?! Не украшает финальную картинку и лишняя пара пешек (а6, а7).

Михаил Зинар (с5-b1) — небольшой логический этюд с четырьмя превращениями белых пешек в коней, но, к сожалению, игра чёрных слишком проста. И, конечно же, портит впечатление трижды дуальный марш белого короля в финале.

Михаил Зинар (d2-b2) с «жирной» приманкой-разменом двух ферзей на а1, и на добавку – перестановкой на девятом ходу, хотя и указанной самим автором.

В почти форсированном этюде Ильхама Алиева, Заура Маммадова (d4-е6) не хватает остроты игры, при этом очевидна беспомощность чёрной стороны. 

В целом, уровень конкурса отражают отмеченные этюды.

 

1 приз   Mario Garcia  & Peter Krug

Открыть »

Изящный этюд, в котором белые в трудной для них позиции достигают цели, благодаря согласованным действиям двух коней. Запоминаются яркие пуанты 6.Ce2!! и 8.Ca2!! в ответ на эхо-попытки с доминацией чёрного слона. Не очень сложная (без излишеств) работа, но с ясным сюжетом и чёткой игрой. Исправленная версия этюда авторов D88.

2 приз   Мartin Мinski

Открыть »

Реализация белыми сильной проходной b7 связана с небольшой логикой 4.f6!, а также тонкой игрой их короля, в каждом из двух вариантов. Бросается в глаза неравноценность авторских вариантов, но динамика фигур (со взаимными жертвами во вступлении) и хорошее использование материала, оставляют цельное впечатление.

Специальный приз   Александр Ставриецкий

Открыть »

Вся игра белых целеустремлённа и гармонична: в двух вариантах белые, пассивно и активно, жертвуют подряд три пешки, добиваясь выигрыша. Новая романтическая работа автора, на этот раз, с несложным, но главное, оригинальным синтезом двух известных систематических движений!

1 почётный отзыв   Мartin Мinski, Олег Перваков

Открыть »

Привлекательный этюд с естественной начальной позицией, в котором хорошее взаимодействие фигур позволяет белым выиграть, казалось бы, ничейную позицию. Но, не всё безупречно в этом этюде: в решении есть взятие «ввинченной» белой ладьи, а в заключительной фазе преобладает механистическая эстетика…

2 почётный отзыв   Richard Becker

Открыть »

Занятный этюд, в котором, в результате 12-ходового маневра фигур, возникает позиция после первого хода, но уже с ходом чёрных. Особенно интересен неочевидный финт белого короля 5.Кс4!! с возвратом! Однако, не совсем удачная схема с замурованным слоном и, вдобавок, «спящая» чёрная ладья, в основном решении, повлияли на общую оценку.

3 почётный отзыв   Michal Hlinka & Lubos Kekely

Открыть »

Очередной этюд соавторов с идеальным патом с двумя связками. Такая идея, обычно, требует много материала, которым приходиться управлять с помощью сильных угроз. И очень хорошо, что заключительная позиция возникает во время игры, но, к сожалению, подкачал первый ход со взятием…

 Специальный почётный отзыв   Владимир Самило (после А. и В.Сарычевых)

Открыть »

Попытки развить игру к знаменитому этюду братьев Сарычевых были неоднократны. Сюжет этого этюда подобен трёхактной пьесе под названием «Куда идёт король?!»: для неискушённого зрителя, незнакомого с классикой, интрига третьего акта остаётся тайной до самой развязки, до занавеса… И всё это шахматно-сценическое «действо» — всего лишь при 8-ми фигурах.

Следующие три этюда отмечены в конкурсе похвальными отзывами на равных.

Похвальный отзыв   Павел Арестов

Открыть »

Предварительный шах слоном на первом ходу с целью смещения чёрного короля на g1 ради его мата в финале. Однако, подкачало разменное вступление, снижающее восприятие этюда в целом.

Похвальный отзыв   Darko Hlebec

Открыть »

Преодоление симпатичной патовой контригры чёрных в финале проведено с занятной и красивой геометрией в классическом соотношении. Но, как и в предыдущей работе, неудачное вступление со сбросом фигур, во многом, повлияло на оценку этюда.

Похвальный отзыв   Михаил Зинар

Открыть »

Этюд автора из его статьи, в которой задекларирована «ветка Эйлазяна» – двойной удар королём при возможности атаковать две цели по отдельности. В данной работе представлена «ветка» в синтезе с финальным цугцвангом.

Специальный похвальный отзыв   Павел Арестов

Открыть »

Занимательная малютка с развитием известной идеи – борьбы коня с проходной пешкой (например, этюд P.Heuacker, «Deutsche Schachbidter», 1937).

Владислав ТАРАСЮК,

судья конкурса