Эмиль Пржеворовский
Продолжим обзор серии И.Микана «Galerie Československýh skladatelů». В этот раз речь пойдет об Эмиле Пржеворовском (Emil Převorovský). Он прожил всего 22 года, последние годы жизни был серьезно болен, но сумел оставить заметный след в шахматной композиции, и не был забыт соотечественниками – ему посвящен шестой сборник этой серии.
Ниже приведенное повествование о Э.Пржеворовском заимствовано из его сборника.
В 19 лет он опубликовал свое первое произведение. Это была работа новичка. Однако вскоре он показал, что он не только увлечен, но и креативен, что у него есть идеи и возможность их реализовать. Его трехходовка с превращением черной пешки и ее постепенная эволюция до окончательной формы является краткой демонстрацией быстрого развития его художественных способностей, без которых сегодня не может обойтись ни один композитор. Вскоре после этого он составил трехходовку, с которой добился серьезного и заслуженного успеха в Мемориале Квичала. Этот стремительно достигнутый не только энтузиазмом, но и упорством, успех привлек к нему внимание. Затем сенсацию вызвала его четырехходовка. Но это было уже в последний год его жизни. На самом деле, мы узнали о пике его работы после его смерти, когда она была опубликована Мирославом Соукупом. В конце лета 1942 года она была записана в его письме, которое было найдено на больничном столе и адресовано г-ну Соукупу: «Уважаемый господин редактор! Теперь меня отвезли в больницу. Состояние почти безнадежное. Спасибо, что терпеливо печатаете мои задачи, используйте их как можно лучше».
Мы знали о его разрушенном здоровье, и все же мы были поражены, узнав, что этот скромный юноша, который иногда приходил к нам, тихий и ненавязчивый, умер. Он всегда ставил свою задачу на шахматной доске только тогда, когда его просили об этом. И это были моменты радости, которые проявились в его глазах, когда его задача была решена и заслуженно оценена .
Интерес М. Соукупа к творчеству этого композитора достиг своего апогея в 1946 году, когда в своем рождественском издании он опубликовал Мемориал Эмиля Пржеворовского. Это симпатичная книга с великолепным графическим оформлением, единственным недостатком ее является то, что она вышла всего в 80 экземплярах. В эту коллекцию М. Соукуп выбрал действительно лучшие работы Эмиля Пржеворовского — приведем несколько фраз из его вступления:
«Эмиль Пржеворовский входит в число тех чешских граждан, которые считаются жертвами войны. Его судьба состояла в том, что решающий кризис его болезни пришелся в ужасное время, которое было для него более трагичным, чем для многих из нас. Пока мы беспокоились о судьбе своей страны, Пржеворовскому пришлось еще бороться за свою жизнь. В нашей шахматной композиции было мало талантов, созревших в таком молодом возрасте, как Пржеворовский. Если бы ему было позволено расти в благоприятных условиях, он, вероятно, сумел бы стать выдающейся художественной личностью».
В пятую годовщину его смерти официальный орган недавно созданной Ассоциации композиторов и решателей «Шахматное искусство», издающийся с 1947 года в качестве приложения к «Чехословацким шахматам», в его номере от 15/9 1947 года вспоминает Эмиля Пржеворовского:
«Он родился 20 мая 1920 года в Рожнове-под-Радгоштем в Моравии, где он также учился в средней школе. Он изучал скрипку с первого класса этой школы. У него был замечательный талант и любовь к музыке. Это была его жизненная цель, но он не выполнил ее. Для дальнейшего музыкального образования ресурсов семьи было недостаточно. Он заболел. В санатории в Просечнике был год, потом год отдыхал дома. В это время он заинтересовался шахматной композицией. Но война со всеми страданиями и нехваткой убила его. Если бы не те неблагоприятные обстоятельства, он был бы исцелен, но умер 4 октября 1942 года в Праге».
Начальные работы Эмиля Пржеворовского такие же примитивные, как и у любого новичка, который изо всех сил пытается узнать шахматную композицию. Но как и большинство по-настоящему выдающихся композиторов, он сразу же начал свое собственное творчество, как только немного разобрался в законах шахматной композиции. Если он решал или изучал зарубежные композиции, то всегда для того, чтобы как можно быстрее овладеть техникой композиции. Этот период созревания всегда является одним из самых интересных в жизни составителя.
Решение задач Пржеворовского можно посмотреть в динамике, кликнув на ссылку базы Туревского под диаграммой. Комментарии к задачам взяты из его сборника.
Převorovský, Emil
J.Kvíčala MT, 1940, 2nd Prize
1.d2-d3! — 2.Rf4-f5+ Ke5:d4 3.Rf5-d5#
1…Sd1-e3 2.Bh6-g7+ Ke5:f4 3.Sc7-e6#
1…Bh3-g2 2.Sd4-f3+ g4:f3 3.d3-d4#
1…Qa6-a2 2.Sd4-c6+ b7:c6 3.d3-d4#
1…Be7-g5 2.Bh6-g7+ Ke5:f4 3.Sc7-d5#
#3 6+14
Присуждение мемориала Квичала было опубликовано в декабре 1940 года. Судья д-р Е.Палькоска написал следующее: «Задача изначально предназначалась для Нашего радио, но после просмотра ее решения я рекомендовал автору посоревноваться с ней в мемориале Квичала, где ее содержание наверняка будет оценено».
Převorovský, Emil
Náš rozhlas, 1940, 4th Prize
1.Kc5-d6! — 2.Sf4-d5 f5-f4 3.Sd5-c3#
1…e2-e1=Q 2.Sd3:b2+ Kd1-c1 3.Sf4-d3#
1…e2-e1=S 2.Sd3:f2+ Kd1-c1 3.Sf4-e2#
#3 5+10
Převorovský, Emil
Šach, 1940
1.Sc6-b4! — 2.Sb3:c5 Bh8:e5 3.Rb1-b3#
1…Ka3:b4 2.Qe5:c5+ Kb4-a4 3.Qc5-a5#
1…c3-c2 2.Sb4:c2+ Ka3-a4 3.Qe5-e8#
#3 5+5
Převorovský, Emil
Šach, 1941
1.Rg4-g7! Rh1-h6 2.Rg7-a7+ Ka5:b4 3.Ra7-a4#
2…Rh6-a6 3.Sb4-c6#
1…Rh1:g1 2.Rg7-b7 — 3.Rb7-b5#
1…Ka5:b4 2.Rg7-g4+ Kb4-a5 3.Rg4-a4#
Простая и выразительная задача с удивительным содержанием – реальным выражением мастерства автора.
#3 5+5
В следующей трехходовке три интересных правильных мата, но первым ходом у черного короля отнимается свободное поле без всякой компенсации. Надеюсь, что найдутся желающие устранить этот дефект.
Převorovský, Emil
Šach, 1941
1.Se6-c5!
1…c3-c2 2.Sc5-d3+ e4:d3 3.Rc6-c4#
1…Bb7:c6 2.Sc5-a6+ Kb4-a4 3.Bf7-b3#
1…Sc8-b6 2.Rc6:b6+ Kb4:c5 3.Sd4-b3#
#3 6+7
В сборнике последней была напечатана ранее не опубликованная трехходовка Пржеворовского, но она имела побочное решение и дуали. Ниже помещено ее исправление.
Převorovský, Emil
Unveröffentlicht, 1965 (испр. Ю.Гордиан)
1.Sa2-b4! — 2.Qg6-e4+ d5:e4 3.Sd6-f5#
1…Ba6-d3 2.Qg6:d3+ Se1:d3 3.Sb4-c2#
1…Ke3-d4 2.Qg6-f6+ Kd4-c5 3.Sb4:a6#
#3 4+12
Převorovský, Emil
Týden Rozhlasu, 1942
1.Rc6-c4! — 2.Ba5-c7+ Kb8-c8 3.Bc7-e5+ Kc8:d8 4.Be5:f6#
1…Rb1-f1 2.Sd8-c6+ Kb8-b7 3.Rc4:b4+ Kb7-c8 4.Sc6-e7#
1…Bh3-f1 2.Ba4-d7 Bf1:c4+ 3.Kd5-d6 — 4.Ba5-c7#
1…Bh3-e6+ 2.Kd5:e6 Sg1-f3 3.Ba5-c7+ Kb8-c8 4.Ba4-d7#
#4 5+11
Многие прекрасные шахматные творения были результатом счастливого момента, другие возникли тяжело и с трудом. Разновидностью последнего является этот оригинал из завещания Эмиля Пржеворовского. Первый вариант этой задачи был передан нам в январе 1941 года, но его пришлось вернуть из-за некорректности. Последующие две попытки исправить, следующие через полгода, имели ту же судьбу. Возможно, верна только сегодняшняя окончательная позиция, составленная автором буквально в последней попытке. Его работа не прошла даром, результатом чего стали четыре отлично связанных варианта, — прокомментировал задачу М.Соукуп.
Еще одна отличная задача Пржеворовского, увидевшая свет уже после его смерти.
Převorovský, Emil
Šachové umění, 1947
1.Qf2-g1! — 2.Re2-d2+ Ba5:d2 3.Re6-d6+ Kd4-e5 4.Qg1-g5+ Se3-f5#
1…Ba5-d2 2.Bh8-g7 Bd2-a5 3.Re2-d2+ Ba5:d2 4.Qg1-g4+ Se3:g4#
1…Ba5:b6 2.d7-d8=Q+ Bb6:d8 3.f6-f7+ Bd8-f6 4.Qg1-g4+ Se3:g4#
S#4 15+3