Охота на ферзя

Скачать в PDF

Владислав ТАРАСЮК, Сергей ТКАЧЕНКО

Охота на ферзя

В былые времена в моде была стремительная атака на королевские редуты! Гамбитные дебюты значились в арсенале у каждого сильного шахматиста, а эмоциональные болельщики громом аплодисментов приветствовали матовую комбинацию своего кумира.

Но время шло и искусство защиты, частенько охлаждало пыл поклонников матовых штурмов. Романтикам пришлось подстраиваться под наш меркантильный век и вносить коррективы в свой дебютный репертуар. Расхристанные позиции практически полностью уступили место солидным дебютным схемам, где шла борьба за господство в центре, открытые линии и т.п. В результате подобной стратегии одна из сторон выигрывала пешку и постепенно реализовывала перевес в силе.

Но не только выигрыш скромной пешки манил шахматистов. Часто в сети попадался и куда более жирный трофей!..

В этом выпуске рубрики мы поговорим об особенностях охоты на ферзя. Поймать эту фигуру из-за её маневренности ой как не просто. Но как говорил один классический герой: «Трудно, но можно!» Особенно, если соавтором этой поимки выступает… соперник!

Из самых свежих примеров на эту тему можно вспомнить трагическую развязку восьмой партии (№1) из недавнего матча за мировую шахматную корону:

№1. В.Ананд – Б.Гельфанд

Москва, 2012

Ход  чёрных

Черный конь h5 атакован пешкой, а значит нужно уходить лошадкой из-под боя, например на g7. Но претенденту на шахматную корону Борису Гельфанду отступать конем не захотелось, и он решил наказать соперника за активный ход пешкой:

Выясняется, что после неизбежного 18.Bd3 ферзь h1, увы, не жилец. Поэтому Гельфанд остановил часы…

А теперь давайте переведем временные часы на 62 года назад и посмотрим какие чудеса случились в партии лидеров команд Италии и США на IX Шахматной Олимпиаде.

№2. В.Кастальди – С.Решевский

Дубровник, 1950

Ход  чёрных

Но не только на краю доски может быть арестован ферзь! В истории шахмат много примеров, где эта юркая фигура ловится в центре доски. Вот как выловил черного ферзя на «оперативных просторах» легендарный российский шахматист (№3).

№3. М.Чигорин – А.Альбин

Берлин, 1897

Ход белых

Не опасаясь возможных последствий, белые раскрывают пешечное «одеяло» возле своего короля –

Конечно, тема ловли самой сильной фигуры не могла не волновать этюдистов. За всю историю этюдного творчества интересных спектаклей на эту тему было придумано немало. Каждый знаковый этюдист имел в своем творческом портфеле этюдные зарисовки на эту тему.

Вот как элегантно укротил черную королеву один из классиков современного этюда (№4).

№4. А.Ринк

«Deutsche Schachzeitung», 1903

Выигрыш

Эта классическая короткометражка, думаю, не нуждается в комментариях.

Как видно из этого этюда, медвежью услугу черному ферзю сослужили пешки g7 и h6. Но можно поймать ферзя в ситуации, когда поля вокруг самой сильной фигуры свободны. Этюд №5 прекрасное тому подтверждение.

№5. Л.Куббель

«Schackvarlden», 1935, 2 приз

Выигрыш

Трудно поверить, глядя на диаграмму, что наиболее уязвимой является позиция чёрного ферзя. Тем не менее, это так!

Пользуясь стеснённым положением короля противника, белый ферзь делает несколько шагов по «ступенькам» шахматной доски:

Но не только прямым нападением можно поймать ферзя! Есть положения, когда ферзь гибнет, не вступая в прямой контакт с фигурами соперника. Как вы, уважаемые читатели, очевидно, догадались, речь идет о позициях с цугцванговыми мелодиями. Этюд №6 замечательного советского этюдиста построен на этих тонкостях.

№6. М.Либуркин

«Шахматы в СССР», 1939

Выигрыш

В начальной позиции у чёрных большой перевес в силе, но их фигуры неудачно расположились на краю доски, что с успехом используют белые.

Можно организовать охоту на ферзя с… отказом от его взятия! Вот как эту идею представил дуэт известных советских этюдистов (№7).

№7.Кралин, Ан.Кузнецов

Грузинский конкурс, 1966, 4 приз

Выигрыш

Уйти с первой линии ферзь не может из-за мата, а после неравноценного обмена 6…Q:b1 7.B:b1 материальный перевес белых становится уж больно неприличным.

 

Цугцванговые красоты в этюдах №6 и №7 в силу особенностей позиции не подчеркнуты тематическим ложным следом, когда в цугцванг попадают и белые. Современный этюдный классик – московский международный гроссмейстер Олег Перваков – придумал тонкий логический этюд, в котором есть подобный ложный след (№8).

№8. О.Перваков

Армянский конкурс, 1987, 1 похвальный отзыв

Выигрыш

Авторы рубрики надеются, что приведенная выше подборка этюдов поможет нашим славным практикам сотворить нетленный шедевр за доской. Действо «охота на ферзя» ждет своего продолжения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *